ЛАБОРАТОРИЯ ПРОАКТИВНОСТИ ПОДГОТОВИЛА ОБЗОР РАБОТ РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
 /  Новосибирская область / Республика Марий Эл / ЛАБОРАТОРИЯ ПРОАКТИВНОСТИ ПОДГОТОВИЛА ОБЗОР РАБОТ РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОАКТИВНОСТИ ПОДГОТОВИЛА ОБЗОР РАБОТ РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

В 2020 году в поиске оснований для тьюторских компетентностей руководители Новосибирского регионального отделения и Марийской группы МТА Наталья Хомченко и Сергей Ветров начали исследование потенциала технологии тьюторского сопровождения для становления проактивной позиции человека. Тема проактивности в последнее время перемещается в центр исследований в сферах психологии, педагогики, экономики, социальных проблем.  По результатам работы в этом новом для тьюторского сообщества направлении на тьюторских конференциях в 2020-24 годах было опубликовано пять статей (четыре в соавторстве С. Ветрова с Н. Хомченко, одна — в соавторстве В. Тихомировой и С. Ветрова). В 2023 году в рамках стратегического проекта МТА «Открытый тьюторский университет» для продолжения исследований была создана лаборатория проактивности, которую возглавила кандидат педагогических наук, доцент, член Марийской группы МТА Валентина Тихоновна Тихомирова. На данный момент в лаборатории вопросами проактивности занимаются пять человек.

По результатам работы лаборатории за учебный год подготовлена статья, в которой представлены материалы и результаты исследования темы проактивности в период 2019?2024 годов в российских научных журналах и сборниках научно-практических конференций. Обзорный анализ 67 публикаций проведен с целью выявления подходов современных исследователей к определению понятия «проактивность» в ситуации использования его в качестве ключевого понятия публикуемой ими работы. Основное внимание при анализе уделено выявлению теоретического подхода современных российских исследователей проактивности к определению этого понятия, приверженности к понятийному полю теории личности и теории деятельности. В соответствии с поставленной целью рассмотрены родовые признаки понятий, отражённые в определениях специалистов в русскоязычных публикациях 2019?2024 гг. На основе полученных результатов сделаны выводы о тенденциях роста интереса специалистов областей экономики, психологии, педагогики, государственного и социального управления к теме проактивности, а также о росте числа сторонников трактовки проактивности в рамках понятий теории деятельности. Полученные данные позволили авторам данной обзорной статьи прийти к выводу, что обоснование выбора теоретических позиций и  моделей структуры, методов диагностики и исследования проактивности является проблемной зоной современных российских исследователей. Авторы считают важным аспектом научных исследований проактивности необходимость обращения к достижениям культурно-исторической концепции, деятельностного подхода, деятельностной теории учения, системно-деятельностной технологии обучения. Статья С. Ветрова и         В. Тихомировой подготовлена к публикации в одном из ведущих российских научных журналов.

 

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости