Суббота
6 ДекИНТЕРВЬЮ ПРО ТЬЮТОРСТВО ЖУРНАЛУ «ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», ИЛИ ВСТРЕЧА ЧЕРЕЗ 26 ЛЕТ
Что думают про тьюторство директора школ страны? Что они хотят узнать о технологии, которая не быстро, но поступательно завоёвывает интерес педагогов и родителей, когда речь заходит об образовательных вызовах 21 века? И кто от их имени может обратиться с этим к российскому тьюторскому сообществу? Конечно, главный и самый популярный управленческий журнал — «Директор школы». Журнал этот приходит практически в каждую школу страны, начиная ещё с 1993 года. Придумал и создал его известный российский педагог доктор педагогических наук Константин Михайлович Ушаков. А поводом для интервью стала наша с Натальей Хомченко книга «Тьюторство — педагогика 21 века», которая заинтересовала редакцию авторитетного издания. С вопросами о тьюторстве к нам обратился заместитель главного редактора журнала Анатолий Витковский. Вот эти вопросы.
- Тьюторство и массовая школа: как эти два института соотносятся друг с другом?
- Насколько я знаю, тьюторы пока есть лишь в немногих школах. А от чего это зависит: есть в школе тьютор или нет? Как в школе появляются тьюторы?
- При внедрении компетенций одним из серьезных барьеров было непонимание, чем компетенции отличаются от умений. Есть ли проблема понимания сути тьюторства школьными руководителями и учителями?
- С компетенциями существует еще одна проблема —методическая непроработанность подходов к их развитию. В частности, до последнего времени не было инструментов оценивания результатов развития компетенций. Есть ли ясность в том, как реализовывать тьюторские практики и как оценить их результативность?
- Можно вкратце рассказать о том, какие инструменты используют тьюторы?
- Вы написали книгу «Тьюторство —педагогика 21 века». Почему эта книга вышла именно сейчас? Это неслучайно?
- Вероятно, тьюторские практики войдут в большинство школ, когда сильно повысится запрос на тьюторскую деятельность в обществе. Как обстоят дела с этим запросом? Видна ли позитивная динамика?
Вопросы были заданы нам с Натальей Евгеньевной ещё в начале весны, и вот наконец журнал с нашими ответами вышел в свет. Те, кто публикуется в солидных издания, а «Директор школы» именно такой журнал, знают, что процесс выхода в свет принятого материла не быстрый. Очередь авторов…
Вопросы, заданные редколлегией, сами по себе интересны. Они говорят о глубине понимания педагогических проблем и о векторе стратегического развития системы российского образования, который совпадает с вектором тьюторства. О наших ответах мы расскажем в следующем материале, а сейчас приоткрою, почему в заголовке к этой заметке прозвучало о встрече через 26 лет.
В 1999 году, 26 лет тому назад в Киеве было создано приватное образовательное издательство «Плеяды». Идея его создания родилась в Москве во время моей встречи с Константином Михайловичем Ушаковым, который поделился со мной мечтой о выпуске украинской версии тогда уже популярного «Директора школы». Я увидел в этом реальную возможность удерживать связи между российскими и украинскими педагогами, которые начинали критиковаться на Украине националистически настроенными деятелями культуры. В течение семи лет мы настойчиво удерживали площадку диалога между директорами российских и украинских школ, печатая в журнале «Директор школы. Украина» и других наших изданиях лучшие статьи из московского журнала и материалы талантливых украинских педагогов. За это время свет увидело 52 выпуска, пусть и не очень большим, около полутора тысячи, тиражом. Я благодарен как директор издательства и как шеф-редактор в те годы российско-украинской версии «Директора школы» Константину Михайловичу за сотрудничество и за поддержку в непростое время нашего бывшего проекта. И вот снова встреча на страницах прекрасного управленческого и во многом именно тьюторского журнала! По духу, по целям, по взглядам на образование и на жизнь.
С. Ветров



