Пятница
25 МайАпрель-май: “Парк интересов”
Работа тьюторской команды сетевой школы последние два месяца учебного года была, большей частью, посвящена подготовке и проведению «Парка интересов».
Еще зимой, когда тьюторы работали над атласом карт интересов детей и разрабатывали викторину (сначала для детей, а потом вместе с детьми – для взрослых) – мы увидели, как важно ребятам проявить себя, свой интерес, собрать вокруг единомышленников. Мы решили, что детям вполне можно доверять, и не ошиблись.
Работа тьюторской команды сетевой школы последние два месяца учебного года была, большей частью, посвящена подготовке и проведению «Парка интересов». Еще зимой, когда тьюторы работали над атласом карт интересов детей и разрабатывали викторину (сначала для детей, а потом вместе с детьми – для взрослых) – мы увидели, как важно ребятам проявить себя, свой интерес, собрать вокруг единомышленников. Мы решили, что детям вполне можно доверять, и не ошиблись.
Подготовка к «Парку интересов» шла достаточно долго – больше двух месяцев. Работая на тьюториалах с детьми, мы старались выяснить, какие их интересы проявляются в действиях, какие пробы хочет совершить ребенок, какие условия для него важны. Замысел «Парка» был поддержан и учителями. Неделю с 14 по 20 мая в сетевой школе шли студии по интересам. Студии были задуманы как пространство творческого общения, в котором практически и совместно изучается и обсуждается какое-либо интересное дело. Любая студия могла быть как предметной, так и не касающейся школьных предметов. Она могла повторять и тему «школьных» занятий, но организаторам нужно было помнить, что студии открыты для всех желающих, в т.ч. для «новеньких». Каждая студия должна была быть завершенным событием со своим результатом. Взрослые и дети участвовали в студиях на равных, сообразуясь со своими компетенциями и правами доступа. Например, взрослые организационно помогали в вебинарной комнате и обеспечивали запись видео-встреч. Взрослые и дети могли либо быть организатором студии, либо посетить студии других организаторов, либо и то и другое.
Некоторые дети сразу после объявления заявили свои студии, другие, посмотрев на них, решались на проведение студий уже в ходе недели. Подготовка студии проходила чаще всего с тьюторским сопровождением: определение темы, формата, собственной роли и т.д. требовало обсуждения, причем, как с детьми, так и с родителями. Одна из студий готовилась с активной поддержкой учителя, который выступал в роли наставника: ребенок очень доверял именно этому учителю, который разделял его интерес и был в нем профессионалом. Подготовка студии для этого ребенка была особенным шагом преодоления страха выступления, но настолько же радостно было видеть, что долгая работа имела результат! Нелегко было и родителям, с которыми специально оговаривались границы их помощи – ведь иногда маме или папе так сложно удержаться от того, чтобы помочь ребенку чуть больше, чем этого требует ситуация. «Он делает что-то не то», «а вдруг у него не получится», «как-то долго он все это тянет» – вот те, вполне обычные и даже оправданные, опасения и страхи, о которых говорили родители, наблюдая за подготовкой своего ребенка к студии. Однако, ребята настолько здорово провели свои клубы, мастер-классы и практикумы, что удивили всех.
Наблюдая за детскими студиями, можно было со всей ясностью увидеть, что сегодняшнее поколение «digital natives» живет и общается совсем по-другому. Пока мы, взрослые педагоги и тьюторы, обсуждаем, как же «повысить контактность» и «усилить вовлеченность», и вместе с родителями переживаем, как бы виртуальная среда не помешала социализации, на студиях ребята из Сибири, Москвы и Америки общались настолько легко и свободно, будто бы сидели рядом в комнате. Им не мешала задержка звука, отсутствие телесного контакта и разный опыт взаимодействия с компьютером. Так, студия рисования, которую точнее нужно было назвать «студия технического рисунка», плавно перетекла в мастер-класс по сборке кубика Рубика. Разговор был чисто мальчишеским: марки автомобилей и катеров, конструктив и особенности его передачи в рисунке. Демонстрация своих творений друг другу, искренняя радость, что у собеседника получается хороший рисунок, тонкие шутки и здоровый веселый смех… В итоге ребята сами договорились друг с другом о создании группы для обмена рисунками, о том, что студию нужно сделать регулярной, и даже наметили темы возможных встреч. Они и дальше были готовы общаться, но одному пора было идти в школу, а еще одному, на другой стороне планеты, – ложиться спать. Шахматный клуб «Черный конь» собрался для проведения онлайн-турнира. И этот турнир вызвал море эмоций, которые, однако, демонстрировались вполне цивилизованно и «по-взрослому». Достойное принятие противника и обсуждение игры дало бы фору серьезному чемпионату. В этом общении такое малое значение имели тысячи километров и несколько часов, разделяющие участников. И как условны и преодолимы оказались все эти ограничения, когда людей соединяет общий искренний интерес. Студии, запланированные на час, затягивались на полтора-два часа, и это было содержательное общение, живое и важное. Взрослые, так часто пытающиеся подстраховать и контролировать, заходили в виртуальные комнаты и тихонько выходили или молча наблюдали, понимая, что просто не нужно мешать…
В других студиях взрослые были такими же участниками, как и дети, и качество общения от этого совсем не страдало, а даже выигрывало.
«Парк интересов» в сетевой школе состоялся, об этом говорят и дети, и взрослые. Сейчас идут рефлексивные тьюториалы, на которых тьюторы вместе с детьми пытаются поймать и зафиксировать эффекты, которые проявились во время этого события. Они связаны и с радостью понимания, что «я могу», и с осознанием того, чего не хватило, и даже с кризисами «могло бы, но не состоялось». Окончание учебного года для интернов-тьюторов получилось удивительно обогащающим именно за счет работы вместе с детьми над «Парком интересов», который дал удивительный опыт неформального онлайн-взаимодействия, нисколько не уступающего реальному.