Воскресенье
6 ДекЯнонис Мария. 1 курс: Рефлексивная заметка по итогам посещения IV МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ АНТРОПОПРАКТИКИ: ПРАКТИКИ ЯВЛЕННОСТИ СМЫСЛА
4.12.2014 – 6.12.2014
Тьюторская магистратура
ЛЮДИ, СОБЫТИЯ, СМЫСЛЫ.
Конференция (лат. conferentia, от «cum» с, и «ferre» нести) совместная ноша, как расшифровал в своем докладе один из лекторов, д.филол.н., профессор А.В. Лашкевич. Совместная, для меня означает – наличие еще людей, разделяющих со мной происходящее. Люди, которые были рядом, вокруг, которые делали доклады, задавали вопросы, высказывали свое отношение к услышанному или просто делились своим опытом, мыслями; организаторы, которые заботились о комфорте участников и следили за регламентом мероприятия, все они были объединены одним событием на протяжении четырех дней.
Но для нас конференция началась еще в поезде и закончилась там же. По дороге, нам встречались попутчики, которые, волшебным образом становились причастными к конференции. Каждый оказывался ресурсом для лучшего понимания происходящего и оказывался значимым для нас. Наша соседка, жительница Ижевска провела нам удаленную экскурсию по городу, рассказав об интересных местах, людях, истории столицы Удмурдской республики. Кстати, на обратном пути мы увидели и услышали аутентичные костюмы и язык, т.к. в поезде, вместе с нами, ехал народный ансамбль Удмуртии.
В первый день официального открытия конференции, было приятно видеть знакомые лица студентов, тьюторов и педагогов магистратуры. Вступительное слово и первый доклад сделал Б.Д. Эльконин. И сразу стало ясно, что конференция будет НАУЧНО-практической. Его доклад «Явленности смысла и практики опосредования» задал, на мой взгляд, высокую планку для понимания темы конференции. Как смысл есть? Что «делает» Смысл в активности; когда (при каких условиях) Смысл нечто «делает»; где, в каких «точках» активности Смысл действенен? Ответы на эти вопросы были в центре доклада. Но, как сам Борис Даниилович сказал: «Вопросы важнее ответов. Нас ведут вопросы, которые мы умеем задать», поэтому ответы я описывать не стану.
Т.М. Ковалева продолжая в своем выступлении тему понимания категории Смысла рассмотрела взаимосвязь понятий «знак -значение – смысл», опираясь на работы Л.С.Выготского. А в фокусировке работы со смыслом, выделила два направления и различия. В педагогической деятельности смыслы явлены. И задача педагога – передать смысл без редукции. Но в современном мире нет явленных смыслов, «…и тогда антропопрактик начинает работу с личными смыслами». Т.е. его задача – проявить Смысл. Что соответствует, на мой взгляд, одной из задач тьюторской деятельности.
Оба докладчика закончили свои выступления на похожих мыслях: «стимульно-организованный мир – это один из пределов бессмысленности» ( Б.Д.Эльконин), «антропрактики становятся трендом», т.к. в ситуации «бессмысленности» «личный смысл сегодняшнего поколения станет значением для следующего» (Т.М.Ковалева).
Первый пленум завершил своим выступлением С.А.Смирнов, д.филос.наук, профессор НГУЭУ. Он отметил, что образование находится в состоянии вакуума, где образование, как институт, отвечающий за сохранение смыслового символического горизонта, попало в ситуацию, в которой: передать нечего, некому и не для кого. Т.о. «мы попали в зону отсутствия онтологических смыслов, даже не Ничто, а в зону бессмыслия и небытия». И в этой ситуации опять же отмечается актуальность по становлению практики выстраивания разного рода карт, путеводителей, навигатора помогающих определять собственную траекторию Пути, жизненного сценария.
Отсюда делаю вывод: Тьютор не просто профессия, а некий ответ на «крик социума» о помощи в обретении смыслового определения.
Восстанавливать далее хронологию мероприятий не стану. Последующие три дня были насыщенны событиями. Все те доклады и мастер-классы, которые мне удалось посетить, оставили свой след в формировании смысла моего обучения в магистратуре, понимании той миссии, которую я принимаю как антропопрактик. Испытав на себе все прелести и тяготы процесса выбора, отказываясь от одних событий в пользу других, ощущала некоторую ограниченность. Но, так как нас было много, то надеюсь, что в данном случае, мы смогли преодолеть кризис выбора, и все, в чем я не смогла принять участие в реальном времени, можно будет послушать/посмотреть в записи коллег. Им выражаю особую признательность за техническую подготовленность к конференции.
В заключение, хочу отметить, что последний день конференции был не менее насыщенным событиями, чем первый. Б.Д. Эльконин, закрывая конференцию, сказал: «Что такое завершение конференции – эффект незаконченного действия». Для меня это так и есть. После закрытия был очень интересный, ресурсный мастер класс Андрея Стеганцева: «Игра – полигон выбора» и продолжение игровой темы в поезде на Москву.
Конференция в Ижевске для меня – это основание для более глубокого погружения в теорию, т.к. здесь особо остро чувствуешь свою некомпетентность в научных вопросах. Это возможность расширения связей и знакомств, которые насыщают своей энергией. Это шанс быть в обществе единомышленников, пусть с разными подходами, но про одно J.
Это пространство людей, событий и смыслов!