Наталия Морозова, 1 курс: Заметка о ТРИЗ-конференции Заметка о ТРИЗ-конференции
 /  Тьюторство в сфере образования - МПГУ, Москва / Наталия Морозова, 1 курс: Заметка о ТРИЗ-конференции Заметка о ТРИЗ-конференции

Наталия Морозова, 1 курс: Заметка о ТРИЗ-конференции Заметка о ТРИЗ-конференции

14.11.2014 – 15.11.2014

Заметка о ТРИЗ-конференции

14-15 ноября 2014г. В Москве прошла VI Международная Конференция «Инструменты создания инноваций для развития предпринимательства».

Теория Решения Изобретательских Задач (далее ТРИЗ) зародилась именно в нашей стране в 40-х годах прошлого столетия, благодаря Альтшулеру Г.С .

В то время как менеджеры всемирно известных компаний, например, Microsoft, осознали эффективность этих инструментов и обязали своих менеджеров сдавать обязательные экзамены на знание методов ТРИЗ, в России по-прежнему очень малое количество людей знают, что же это такое.

Название конференции подвело меня к выводу, что в среде ТРИЗ-сообщества все же предпринимаются попытки максимально широко масштабировать методы ТРИЗ на разные сферы деятельности.

Тем не менее, на мой взгляд, организаторы конференции данную задачу не решали. Человеку, не знакомому с ТРИЗ, было непросто понять, о чем идет речь на конференции, и тем более увлечься темой изобретательства. Дело в том, что сообщество носителей идей ТРИЗ – это в основном физики и технические специалисты, получившие образование еще до распада СССР, когда в именно этой области оно было фундаментальным и качественным. Эта отличительная особенность организаторов и большинства докладчиков сильно отразилась на содержании выступлений – они были рассчитаны не столь на новичков, сколько на узкую прослойку представителей уже существующего сообщества. Было очевидно, что последнии остались более чем довольны содержанием этого мероприятия.

 

На мой взгляд, для того чтобы ТРИЗ получил большее распространение необходимо быть более открытыми к гуманитарно-ориентированным людям и особенно, к тем, кто способен передать эти знания следующему поколению т.е. педагогам основного и дополнительного образования, тьюторам и деятелям культурно-просветительной сферы.

В процессе осмысления докладов мне пригодилось мое образование, полученное на факультете вычислительной математики и кибернетики и связанный с ним профессиональный опыт, но хотелось других тем, более близких к сути ТРИЗ и ее прикладному применению в сфере образования.

В следующем году мне бы хотелось увидеть две секции – для новичков и для профессиональных изобретателей с многолетним стажем, а также возможность приобрести литературу по ТРИЗ прямо на конференции.

Плюсом данной конференции была раздача сборников докладов, что многим помогло самостоятельно найти некоторые интересные источники информации.

Например, для меня было ценным узнать о существовании учебного видеокурса «Развитие креативных навыков детей в семье», доступного бесплатно по адресу: http://universarium.org/courses/info/357

Из докладчиков хочу отметить Анатолия Гина, который вместе со своими последователями уже давно занимается адаптацией ТРИЗ для детей. Мне посчастливилось побывать ранее на вводном занятии которое проводилось в Москве с участием последователя Гина – Александра Кавтрева, который проводит не только выездные занятия для московских школьников, но и ведет бесплатные вебинары для родителей и педагогов по ТРИЗ.

Занятие на котором в качестве наблюдателя присутствовала я, было рассчитано на детей 9-12 лет. Понравилось, что ребят ориентировали на то, что в любой ситуации можно найти выход, и что изобретательские навыки можно и нужно применять не только в физике, но и в других предметах, и в бытовых ситуациях. Детям так же было сказано, что они на самом деле уже сейчас не просто умны, а даже более сообразительны, чем взрослые ученые т.к. не ограничены рамками знаний. Отсутствие шаблонного восприятия и порождает новые открытия.

В связи с этим запомнился известный в среде «тризовцев» пример про то, как по этой самой причине ученик колледжа изобрел разводной мост, работающий по новому принципу, который не только увеличивает пропускную способность в 2 раза, но и гораздо менее энергозатратен.

Программы Кавтрева ориентированы на школьников. Первый день – теоретический, где ребят знакомят с базовыми методами на понятном им языке. Например, им рассказывают о методе моделирования маленьких человечков, когда любой объект представляется большим скоплением крошечных человечков. Методов много и за 4 часа ребенок узнает о возможностях ТРИЗ в сжатом виде.

На следующий день группа выезжает в музей, например, московский «Экспериментаниум», где занятие проходит уже на примере экспонатов, а завершает второй день командная игра «креатив-бой».

На мой взгляд, программа неплохая и действительно помогает ребенку с интересом включиться в решение задач, что крайне актуально для современных школьников. Тем не менее, считаю что ее недостаточно для применения ребенком на практике. Родителями юных «тризовцев» замечено, что из всего многообразия методов не только дети, но и взрослые выбирают самые любимые и стараются решать задачи, заведомо ограничивая себя в вариантах. Думаю, что этого можно избежать, если каждый отдельный метод тренировать отдельно и позволять решать задачи любым методом лишь после освоения базисной программы.

Уверена, что методы ТРИЗ будут развиваться в сторону большей адаптации для детей и будет любопытно взглянуть на результаты работы Анатолия Гина и его рабочей группы в следующем году.

Дополнительным бонусом к конференции по ТРИЗ было ее место проведения – НИТУ МИСИС, где параллельно с ней проходило мероприятие YouLead.

Мы с коллегой решили воспользоваться открытостью общего пространства и поучаствовали в мастер-классе YouLead от ОтУС (Открытого Университета Сколково) по командообразованию, результатом чего стало знакомство с интересными людьми и дополнительный ресурс в копилку тьютора – видеоархив открытых лекций ОтУС: www.youtube.com/openusk

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости