Воскресенье
6 ДекНаталия Морозова, 1 курс: Впечатления от 6-й конференции Всероссийской ассоциации по играм – RAGE 2014
28.11.2014 – 29.11.2014
Тьюторская магистратура
Впечатления от 6-й конференции Всероссийской fссоциации по играм – RAGE 2014
28-29 ноября 2014 года в одном из корпусов МГУ прошла 6-я ежегодная конференция Всероссийской ассоциации по играм в образовании (RAGE).
В начале конференции представитель оргкомитета конференции Глазунов Алексей Владимирович обозначил две основные точки зрения в сообществе RAGE:
1. Первична игра и именно она формирует вокруг себя некую среду и культуру. Поэтому крайне важно качество игры.
2. Первично взаимодействие игры со средой т.к. среда способна компенсировать недостаток качества игры.
Заявляя тему 6-й конференции как «Роль и место игр в построении образовательной среды: поиск, разработка, применение», организаторы решили сместить фокус внимания участников конференции с игры, как с коробочного решения, на среду, в которой разворачивается игровое действие.
Я думаю, что изначально оргкомитетом планировалось обсуждение того, какой должна быть образовательная среда и как на нее можно влиять, но в ходе панельной дискуссии основное внимание сосредоточилось на самом понятии среды. И если в головах многих участников оно было не конца сформированным, то у Татьяны Михайловны Ковалевой, выступавшей с позиции методолога и представителя тьюторского сообщества, по вопросы среды были готовы четкие ответы. Ее точка зрения породила новый вопрос: чем понятие образовательной среды отличается от образовательного пространства.
Татьяна Михайловна обратила внимание участников на разницу во взглядах представителей формирующей и гуманистической педагогики. Представители авторитарной формирующей педагогики, в том числе развивающего обучения, выдвигают на первое место деятельностный подход и считают среду незначительным фактором. Так, хороший учитель способен добиться результатов в любой среде.
Гуманисты же, напротив, работают в первую очередь со средой. И тьютор отталкивается от ограничений и возможностей внешней образовательной среды, помогая тьюторанту с учетом его внутренних факторов выстроить вокруг себя образовательное пространство.
Таким образом, образовательное пространство – это уже не данность, которую нельзя изменить, а динамично изменяющийся, «живой» процесс.
Считаю, что это очень важный момент для понимания сути гуманистической педагогики.
Для более глубокого осмысления отличия среды от пространства Татьяна Михайловна отсылает нас к трудам американского психолога Гибсона, который в 1988 году впервые предложил отойти от рассмотрения среды как данности и увидеть ее как потенциальную возможность.
Другие участники дискуссии разделились на представителей деятельностного и средового подходов, подтвердив тем самым слова Ковалевой Т.М.
Интересный кейс был представлен Алексеем Комаровым, рассказавшем об игровом практикуме в Сколково «Бизнес опытным путем» для амбициозных руководителей малого и среднего звена, в ходе которого у большинства его участников произощла трансформация мышления без каких либо НЛП-воздействий, гипноза и других техник, дающих лишь временный эффект. Результатом 4-недельной игры стало обретение участниками внутренней свободы и, как следствие, значительно более рациональное использование личного времени, а также генерация эффективных решений на фоне кризиса. Это пример того, как за счет исключительно внутренних ресурсов человек способен находить новые способы взаимодействия с внешней средой, разворачивая ситуацию в свою пользу.
Совсем недавно я посетила ТРИЗ-конференцию поэтому мне было интересно посетить доклад и мастер-классы Козыревой Н.А., занимающейся разработкой обучающих игр с противоречиями для детей с целью развития у них творческих когнитивных способностей и умения мыслить системно. Синергия ее опыта изобретателя и детского психолога подарила миру систему развивающих настольных игр для разных возрастных групп: «Теремок сказок» для детей от 4 до 7 лет, «Хоровод сказок» для 8-12 летних, экономическая игра «Я выбираю Успех» для возраста 10+ и другие.
Козырева не ограничилась методическими разработками. Сегодня она активно продвигает ТРИЗ-обучение не только в Москве, но и на федеральном уровне с помощью конкурсов «Инновационная игрушка», «Я – изобретатель» и др. Благодаря ее деятельности, в России уже подрастает сообщество юных изобретателей. Например, одиннадцатилетний Антон Навернюк, прошедший полный цикл игр Козыревой, разработал игру «Волшебные спиральки», которая успешно продается в России. Подробнее о деятельности Козыревой А.Н. можно узнать на ее сайте «ЖизнеТворчество»: http://kozyreva.ucoz.ru/
На конференции прошло много увлекательных мастер-классов, вдохновляющих на использование игр в обучении и развитии. На мой взгляд, игры могут быть хорошим инструментом для проведения тьюториалов. Обязательным элементом проведения образовательных игр является рефлексия, после которого и происходит интеграция нового опыта в личную систему понятий поэтому принцип проведение образовательных игр хорошо вписывается в тьюторскую практику.
Для меня прошедшая конференция была интересна и тем, что перекликалась с моим личным опытом по разработке многопользовательских онлайн-игр. В продолжение размышлений о среде и пространстве хочу заметить, что по моим наблюдениям как бы тщательно разработчики ни проектировали игровую среду, игроки всегда, не смотря на ограничения, наполняют ее собственным содержанием и смыслом, превращая изначальную компьютерную данность в «живое» пространство. Этот удивительный и совсем непредсказуемый процесс складывается из множества индивидуальных траекторий развития игроков в едином игровом пространстве, в первую очередь, за счет внутренних факторов отдельных конкретных личностей. Даже если просто запускать одну и ту же систему в разные моменты времени, будет разный результат. Несомненно, игромеханика важна, но еще большее значение имеет взаимодействие игры с конкретной средой.
Автор: магистрант 1 курса
Морозова Наталия Александровна