Королева Наталия, 1 курс: о XV Международных чтениях памяти Л.С. Выготского «Мышление и речь: подходы, проблемы, решения»
 /  Тьюторство в сфере образования - МПГУ, Москва / Королева Наталия, 1 курс: о XV Международных чтениях памяти Л.С. Выготского «Мышление и речь: подходы, проблемы, решения»

Королева Наталия, 1 курс: о XV Международных чтениях памяти Л.С. Выготского «Мышление и речь: подходы, проблемы, решения»

17.11.2014 – 21.11.2014

Аналитическая справка

о XV Международных чтениях памяти Л.С. Выготского

«Мышление и речь: подходы, проблемы, решения»,

проходивших в Москве с 17 по 21 ноября 2014

Королёва Наталия Юрьевна

Степень и форма личного участия –

посещение чтений 17 и 19 ноября

17 ноября состоялось торжественное открытие чтений и пленарное заседание.

Пленарное заседание вела директор Института психологии им. Выготского РГГУ, зав. кафедрой проектирующей психологии – Елена Евгеньевна Кравцова, которая в своём вступительном слове поприветствовала всех собравшихся. Отмечая многонаправленность работ Л.С. Выготского, она подчеркнула, что этот учёный является самым цитируемым психологом в мире.

Первый докладчик – директор ФИРО, зав. кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Григорьевич Асмолов в рамках своего выступления, озаглавленного «Методологический потенциал мышления и речи» как навигатор психологии личности», говорил о психологической поэтике Льва Выготского. Поставив перед собравшимися вопрос: «В чём растущая современность работ Выготского?», Александр Григорьевич обратил внимание на особый мифо-поэтический стиль мышления учёного, для которого характерна герменевтическая незавершённость, полисемантизм и полифоничность. Чтобы показать значимость личности Л.С. Выготского, который общался и полемизировал с «героями» культуры (выражение А.Г. Асмолова), докладчик перефразировал известную фразу: «Скажи мне, с кем ты вступаешь в диалог, и я скажу кто ты». Далее академик остановился на различных видах анализа: мотивационном, целевом, операционном, ресурсном, генетическом, функциональном и др. Завершил свою речь Александр Григорьевич разговором о трансдисциплинарной методологии познания.

Выступавшая следом проректор по инновационным международным проектам РГГУ, директор НОЦ когнитивных программ и технологий – Заботкина Вера Ивановна говорила о новых видениях и новых прочтениях тех тем и проблем, над которыми работал Л.С. Выготский, в том числе о речевом и неречевом мышлении, о когниции и коммуникации, о внутренней речи, о неразделимости слова и его значения.

Далее слово было предоставлено Адамскому Александру Изотовичу – научному руководителю АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», члена Общественного совета при Минобрануки РФ, который занимается вопросами в сфере образовательной политики. Он поднял проблему перехода методологических концепций в плоскость институциональных норм, в ходе которого содержательность либо теряется, либо превращается в свою противоположность. Основными причинами такого явления А.И. Адамский назвал слабое исследование, отсутствие теоретических концепций построения норм, которые реализовали бы в деятельности те смыслы, те теоретические понятия, которые разработаны в науке.

Выступавший следом зав. кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Владимир Товиевич Кудрявцев показал значимость феномена воображения в культурно-исторической психологии, особо остановившись на смысловых репликах человека, живущего в рамках культурного целого. Докладчик озвучил вопрос, над которым размышляли М.М. Бахтин и Л.С. Выготский: «Как реплика человека, в том числе и косвенно, способна повлиять на состояние культуры?» и далее представил свои размышления по этому поводу.

Завершил пленарное заседание замдиректора Института филологии и истории РГГУ – Троцкий Юрий Львович. Он представил свою научную работу «Речевые маркеры высокого интеллекта: случай И.Бродского». Докладчик проиллюстрировал слова М.М. Бахтина: «Истина рождается в точке соприкосновения многих сознаний» множеством примеров из литературной жизни поэта. Выступающий также остановился на построении речи поэта, разобрал употребление троп и фигур, метафор, коснулся коммуникативных стратегий.

Представленные на пленарном заседании доклады не имели проблемного характера, они, скорее, погружали участников чтений в тему «Мышление и речь: современное прочтение наследия Л.С. Выготского»

В этот же день вечером отмечалось празднование дня рождения Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости