Воскресенье
6 ДекКохова Анжела, 1 курс: Рефлексивная заметка по конференции «Роль и место игр в построении образовательной среды: поиск, разработка, применение»
28.11.2014 – 29.11.2014
Тьюторская магистратура
Конференция началась с размышлений докладчиков относительно образовательной среды и образовательного пространства. В рамках панельной дискуссии выступали Боровских А.В., Ковалева Т.М., Попов А.А., Комаров А.А., Данилова В.Л.
Боровских А.В. выделил несколько составляющих образовательной среды, которые ее определяют: материал, организация, функции и процессы. Привел анализ выявления конкретной образовательной среды на примере разговора с директором одной из школ, проводя аналогию с монтессорри подходом к обучению. Ковалева Т.М. в своем выступлении положила три интересных тезиса для дискуссии: соотношение среды и деятельности, образовательной среды и образовательного пространства, формирующего (деятельностного) и средового подхода к образованию. Попов А.А. рассмотрел образовательное пространство, выделяя внешнюю и внутреннюю среду, относительно индивидуума, а образовательную среду как то, чему предается образовательный статус. Подчеркнул важность постановки образовательной задачи, для формирования образовательной среды.
Относительно рабочих секций мое внимание привлекла секция, рассматривающая игры в бизнес – образовании. В частности доклады: «Игра как образовательный элемент бизнес-образования», «Имитационная бизнес-игра по масштабированию стартапов», «Игра в бизнес школе Сколково(кейсы)», «Игры в подготовке топ-менеджеров». Бизнес школа «Сколково» как всегда на высоте, впечатляет их системный подход к проектированию процессов и этапов обучения, синтетичекий метод построения продуктов для клиента, экспертный и осмысленный взгляд на бизнес сектор в целом.
Эта конференция побудила во мне множество открытых вопросов, относительно меня самой и профессиональной деятельности. Я задумалась, мне самой сейчас удобнее работать в средовом или формирующем подходе, что мне ближе и почему? Какими методами и приемами создавать образовательное пространство из среды? Выстраивая тьюторское действие, на что можно компетентностно опереться, работая со средой?
Игра это средовое или формирующее, можно ли сделать такое разделение?
Если функция игры сформировать определенные навыки и личностные качества, то она является формирующим средством, а если мы делаем игру в виде эксперимента, в которой мы не знаем, какая должна быть норма, а только имеем подозрения, как должно быть, и в самой игре рождается новая норма, то это средовое. Встает вопрос, где использовать деловую игру? Взгляд на игру как на универсальный инструмент, говорит о том, что игру можно использовать как в развивающем подходе, так и средовом гуманистическом, но ее методы проектирования будут задаваться от целей и результатов, которые необходимо получить. Но, на мой взгляд, видится малая эффективность применения бизнес симуляторов, имитирующих бизнес – среду, оторванных от жизни, в которых формируется искусственная среда. Игра, даже формирующая навыки, должна учитывать средовые особенности той или иной организации, специфику процессов, людей и коммуникаций и должна быть приближена к реальности, чтобы получить результаты реально применимые конкретным индивидом и компанией в целом. Иначе результаты будут такими же искусственными, как и сама среда. В этом смысле мне не понятен тезис как формирующий деятельный подход совсем может не учитывать среду?
Еще мои размышления вызвал наиважнейший этап завершения игры – рефлексия. Игра это всегда общее действие, а затем его обсуждение, от того насколько мастерски оно будет проведено многократно возрастает ценность игры в целом. Будет ли произведена участником игры интеграция в личностною систему понятий, зависит от того, насколько качественно проведена рефлексия. На мой взгляд, это самый сложный этап, особенно для начинающего тьютора.
Здесь мне сразу пришла аналогия с нашей недавней тьюторской практикой на курсах повышения квалификации относительно рефлексии спроектированного нами тьюторского действия. Это был самый трудный блок, который до сир пор требует осмысления и глубокой проработки. В этом смысле более привычен и понятен мне формирующий подход, т.к. известен инструментарий и результат, который планируем получить в результате деятельности, есть понимание, как влиять на этот результат. Тьюторство же лежит в плоскости средового подхода, работа тьютора это творчество в процессе, причем возможный результат тьютору не известен, ему известно только, то направление, в котором он сопровождает тьюторанта и обустраивает деятельность, а результат для тьюторанта зависит от него самого. Поэтому огромная роль тьютора состоит в возвращении рефлексии тьюторанту. И здесь для меня остается открытым вопрос, как тьютору качественно проводить рефлексию, если результат нельзя точно назвать и померить, где точки опоры? Как его вернуть участникам действия? Это я для себя помечаю как точку профессионального роста… Надеюсь, что этот и другие вопросы прояснит дальнейшая учеба в магистратуре, которая только в начале своего пути.
Заметку подготовила: Магистрантка 1 курса Кохова Анжела