Кохова Анжела, 1 курс: Конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: становление профессиональной тьюторской деятельности»
 /  Тьюторство в сфере образования - МПГУ, Москва / Кохова Анжела, 1 курс: Конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: становление профессиональной тьюторской деятельности»

Кохова Анжела, 1 курс: Конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: становление профессиональной тьюторской деятельности»

28.10.2014 – 29.10.2014

 

Подготовила заметку: Кохова А.В., магистрант 1 курс

Секция “Тьюторство в общем образовании”
Соруководители секции: Николаева Т. Н. , Земскова В.В. (Чебоксары)
Участники секции: 45 человек
На секции представлено 7 докладов:

1. Ветров С.В. Представитель тьюторскрго сообщества в Украине . Доклад на тему “Специфика тьюторского сопровождения в проекте Международной школьной аспирантуры”
Затрагивались проблемы: личная философия тьюторства, призыв выйти из позиции педагога и ответить себе на вопрос “зачем я иду к ребенку?”, тьютор рассматривается как самостоятельная автономная профессия. Эффективно, если тьютор административно не подчиняется директору школы, а выступает как независимый специалист. Рассмотрен пилотный проект школьной аспирантуры для детей среднего и старшего школьного возраста на примере лагеря “Артек”.
2. Романова И.В. “Философия тьюторского сопровождения обучаемого в парадигме современного образования”
Рассматривались вопросы различия в позиции педагога и тьютора , их технологий работы и результатов деятельности, философии тьюторского сопровождения. Вопросный метод -как главный метод работы тьютора, создающий “вопрошание” у ребенка. Отмечалась необходимость обучения педагогов внутри образовательных учреждений тьюторским компетенциям.
3. Монасевич З.Л. “Педагогический текст в открытом образовательным пространстве”
Тьюторство как “разговор души с душой”. Диалог возможен только в открытом образовательном пространстве. В тьюторской деятельности важен фокус на личностном присутствии, на взаимодействии здесь и сейчас, через такой полный контакт понимаются новые сущностные смыслы бытия. С помощью образного, простого языка , а не технологичного важно передавать все ценное, что было вы выстроено в смысловом поле тьюторанта и тьютора.
4. Логинов Д.А. Ст. Преподаватель Саратовского областного института . Доклад на тему “Развитие тьюторских практик в системе общего образования Саратовской области”
Представлен опыт ФИП, действующей с 2011 года, в которой представлена пяти уровненная модель тьюторского сопровождения школьников. Подчеркивается важность непрерывности образовательного процесса между всеми ступенями образования в образовательном учреждении.
5. Мисонянц Е.Г. ” Формирование тьюторской позиции у родителей на этапе профессионального самоопределения обручающихся в современных образовательных комплексах”
Поднимался вопрос важности и необходимости формированиях тьюторской позиции не только у педагогов, но и у родителей. Предлагалось наравне с педагогами обучать родителей тьюторским компетенциям, возможно , создать тьюторскую школу для родителей? Модель родителя , выступающего как главного помощника в самоопределении своего ребенка, учитывающего его особенности и консультирующего по профессиям, создающий возможности и ресурсы для самоопределения.
6. Лихошерст Н.В. Магистрат кафедры педагогики МПГУ
“Тьюторское сопровождение подростков при реализации образовательных модулей учебного плана основной школы”
Представлена модель тьюторского сопровождения в основной школе 7-9 класс. Акцент сделан на метапредметную деятельность. Особенность подхода в образовательных модулях , которые могут /должны заменить классно-урочную систему.
7. Соруководители секции Николаева Т. Н. , Земскова В.В. представили свою разработку – Тьюторский дневник для сопровождения познавательного интереса младшего школьника, что вызвало большой интерес у аудитории.

В результате работы секции произошло распределение представленных тьюторских практик и опыта по 4 квадратам: автономному, поддерживающему типу, рыночному и государственному механизмом регулирования. Таким образом, деятельность тьютора в большей степени относится к автономному типу профессий и регулируется государством и рынком образовательных услуг. Мало педагогов с тьюторской компетентностью работают в системе образования системе ,больше тьюторы специалисты пришедшие в гос. системы используют тьюторские технологии и разрабатывают новые подходы.

Наиболее активные дискуссии развернулись вокруг того , что такое философия тьюторства, и что в условиях глобализации образовательных структур( создания школ – гигантов) тьюторам с индивидуализацией работать сложнее, уходит эффективность и глубина.У участников большой интерес вызвал разработанный коллегами из Чебоксар “Дневник тьютора”, как средство организации деятельности тьютора и оценки его компетенции, ими предложена 20-бальная оценка компетенции.

 

Описанные выше доклады комплексно показали мне ситуацию тьюторства, сложившуюся в школьном образовании на данный момент. Я как человек, обладающий дипломом профессионального коуча, сразу захотела предложить коллегам коучинговые инструменты, которые логично дополнили бы и упростили их работу по выбранному тьюторскому направлению. На мой взгляд, эффективно привносить в тьюторство технологии заимствованные из коучинга и менеджмента. Так как они во многом могут помогать решать задачи относительно и самой позиции тьютора и вопросного метода, как основной тьюторской техники, и работы с родителями, саморефлексии педагога – тьютора, и в целом пополнять чемоданчик тьютора новыми инструментами по выявлению познавательного интереса тьюторанта и ресурсного картирования, которые никогда не будут лишними.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости