Бурмакина Ирина, 1 курс: 6ая ежегодная конференция всероссийской ассоциации по играм в образовании “Роль и место игр в построении образовательной среды: поиск, разработка, применение”
 /  Тьюторство в сфере образования - МПГУ, Москва / Бурмакина Ирина, 1 курс: 6ая ежегодная конференция всероссийской ассоциации по играм в образовании “Роль и место игр в построении образовательной среды: поиск, разработка, применение”

Бурмакина Ирина, 1 курс: 6ая ежегодная конференция всероссийской ассоциации по играм в образовании “Роль и место игр в построении образовательной среды: поиск, разработка, применение”

28.11.2014 – 29.11.2014

 

(Очное участие, студент 1го курса магистратуры “Тьюторство в сфере образования” Бурмакина И.)

28-29 ноября прошла 6ая ежегодная конференция всероссийской ассоциации по играм в образовании. Первое пленарное заседание началось со вступительных слов организаторов и некоторого резюме о проделанной RAGE работе за год. Начало обсуждение задало вступительное слово А.В. Боровских, в котором проблематизировалось отношение к понятию “образовательная среда”, как в теории, так и в практике. Так, в теоретическом слое, педагогическое сообщество не договорилось о понятии “образовательная среда”, а педагогические языки различаются не просто в разных подходах, а буквально в разных городах и регионах. Что касается проблем практических, то, пока мы сталкиваемся с ситуацией, когда практикующие педагоги на вопрос о том, какая в их организации образовательная среда, начинают описывать архитектуру, интерьер, т.е. бытовое пространство. Некоторый, могут описать образовательные процессы. Но по мнению участников конференции, это ещё не есть образовательная среда. Отсюда и возникает необходимость понятийной расчистки.

Ковалёва Т.М. отметила дискуссионные точки, среди которых были – анализ уместности употребления понятия “образовательное пространство” в языке средового и деятельностного подходов в педагогике. И, конечно, проблему разделения понятий, таких как game, play, performance. Чем они объединены? Чем различаются? Что в них “игрового”? И какие виды игры могут быть ещё? – такие вопросы были поставлены докладчиком. А также было представлено различение понятий среды и пространства в представлении тьюторского сообщества.

Сложным оказывается момент обозначения отношений между средой и пространством. Казалось бы, они могут быть представлены как некие уровни. Но один из тезисов обсуждения был в том, что нельзя пространство редуцировать до среды или наоборот. Остаётся вопрос – возможно ли осуществлять переходы между ними и как?

А.А. Попов обсуждал, как бы в оппозиции, образовательную среду как ни просто данность, но как тип отношения, тип рефлексии. Одним из основных был тезис о том, что среда любой сложности и степени обустроенности, при условии наличия у индивида способности ставить образовательные задачи, может становиться образовательной. И в таком рассмотрении “образование возможно в самой редуцированной жизненной ситуации”.

На секции “Игры в образовательных программах вузов” обсуждение было сосредоточено на задачах, которые могут решать игры в высшем образовании и их функциях.

В докладах были актуализированы потребности пространства ВУЗовской подготовки в игровых практиках. Были обозначены их роль и место в этом пространстве. Обсуждение этой темы было очень продуктивным, так как если в начале автор ставил проблему обозначения заказа и Т.З. для специалистов в игровых технологиях, то в конце доклада уже появились некоторые варианты. Возникла идея имитационной игры – как пространства рефлексии пробелов в понимании у студентов. И если это непонимание перевести в задачную форму, то с одной стороны это может стать заказом к преподавателям ВУЗа, а с другой – критерием выбора места практики.

А вот Д.И. Земцов представлял перевёрнутую, относительно предыдущей, модель игры. Она основана на заказах работодателей, и несёт на себе как формирующие функции, так и задачи организации приобретения опыта работы, в условиях приближенных к реальности. И тогда, игра не выявляет проблемы, а уже выходит в пласт их решения. Стоит отметить, что такие игры практикуются в программах подготовки инженеров и участники конференции не сталкивались с подобными играми в образовательном пространстве подготовки гуманитариев.

 

Подводя итоги обсуждений необходимо отметить, что на конференции была проделана работа по конструированию понятий, связанных с тематикой конференции, но остались понятийные проблемы и в актуальном фокусе. Были сформированы запросы на описание новых типов игр, которые решали бы новые типы задач в образовании. И если в течении года, будет отдельными субъектами проведена работа над этими противоречиями, то обсуждения на следующей конференции по играм в образовании будут такими же насыщенными.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости