Воскресенье
6 ДекБабуева Алена, 1 курс: Рефлексивная заметка по фильму “Die welle”
29.11.2014 – 29.11.2014
Тьюторская магистратура
Рефлексивная заметка по фильму “Die welle”
Аннотация на фильм (с целью введения в последующее рассуждение): Германия. Наши дни. Школьный учитель истории предлагает своим ученикам провести эксперимент: ровно неделю старшеклассники будут жить по законам тоталитарного государства. Жесткая дисциплина, повсеместный контроль, доносы, наказания—нацистская схема воссоздается спугающей точностью. Ученики насобственном примере убеждаются, скакой легкостью можно манипулировать людьми, превращая ихв безликую покорную массу. Нов какой-то момент игра выходит из-под контроля, итеперь ееучастникам предстоит дойти доконца ипознать самую темную сторону диктатуры. (http://www.kinopoisk.ru/film/387388/ )
***
“Но ведь было и что-то хорошее в “Волне”?” – спросил мальчик, оперируя к своим чувствам.
– Да – отвечаю я. Потому что мы психологически нуждаются в принятии другими людьми: (самое малое и доступное – принятие своей семьёй, ближайшими родственниками: родителями, женами и детьми. )
Быть частью чего-то “целого”; быть в обществе, где ты “свой”; и до того, как тебе живётся – остальным есть дело. Твои мысли и поступки одобряет окружение. В похожих, подсмотренных у других людей, чертах мы черпаем уверенность, что я “правильный” и “хороший”. Почти материнское лоно, которому, к несчастью, не суждено быть вечным.
Принятие социумом твоей личности – жизненно важно. Потому что без этого Ты – изгой! Ты никому не нужен. В твоей жизни нет смысла.
Исключения есть.
Избранные из нас могут выжить в изоляции (в этой связи я солидарна с теорией “открытого окна” Гумера, хотя аспект рассмотрения у него смещён относительно нашего ракурса) – пытка быть насильно отделённым от мира.
Отказавшиеся от жизни в обществе сознательно, с моей точки зрения, тоже не одни – они с Богом, и это уже совсем другая история. Постижение себя и божественного в скитаниях – исключительный шаг в край духовного развития, освобождения от зависимостей и испытание всего спектра своих возможностей и границ…
Большинство же из нас простые смертные, ищущие утешения своему одиночеству в привязанностях к людям и вещам, в социальном одобрении, в тепле и комфорте. И это не может быть ни плохо, ни хорошо – это то, чего жаждет большинство. Проявления любви к себе.
Ключевой вопрос: можно ли отделить желанное объединение от фашизма, нацизма и иже с ними?
По своему опыту, скажу, что сплочённость достигается, когда есть внешняя чужеродная среда. Как представители одной страны, встречающиеся на чужбине, сплачиваются и дружат семьями. Как в указанном фильме представители “Волны” стояли за своих сторонников и не дали их бить. Чем именно было достигнуто сплочение? Все сторонники были в белых рубашках – но этого недостаточно. Представим школу с формой – все равны, но нет сплочённости внутри школы. А представим, если часть школы по какой-то названной причине в форме, а часть – нет. Сплочение неминуемо.
Объединяются готы, эмо, панки, рокеры, хиппи, анархисты … – все субкультурные группы. Но, чтобы создать “идеальное объединение” желательно, чтобы оно было не на почве интересов и взглядов, которые сплачивают микрогруппы, а ознаменовать высшие культурные ценности, сформировать полноценного здорового человека, применяя гуманистические идеи.
Неужели я подхожу в своих рассуждениях к социализму?
Эта теория оказалась нежизненноспособной – неисполнимой. А может, просто общество не было готово? В романе И. Ефремова “Час быка” – всё удалось.
Что сделать, чтобы и удовлетворить психологические потребности в сопричастности, и не спродуцировать агрессию на “непохожих”? А личность лидера? Кто знает, какие тараканы в голове у лидера, и как его выбирать?
Может, направить всех на духовное развитие и понимания любви в высоком смысле слова (т.е. любви ко всем людям) и дело с концом? В таком случае, потребность в объединении – жалкая компенсация тепла, придуманная слепыми котятами как наиболее лёгковыполнимое ими решение.
Мой итог таков: сядьте поудобнее, закройте глаза и вообразите две параллельные прямые, одну идущую от самообразования до закрытых программ обучения, другую – от проявления неповторимой индивидуальности до стирания каких-либо различий между людьми. Каждый в праве поставить свои точки на этих прямых. И занять своё место в соответствующей группе. В случае не нарушения свободы других людей и не пресекания рамок закона, мы вольны сами выбирать, каким образом удовлетворять или компенсировать свои насущные потребности.
“Но ведь было и что-то хорошее в “Волне”?”
– Нет – ответил господин Вегнер.