Бабуева Алена, 1 курс: Рефлексивная заметка 2 дня 6-ой ежегодной конференции всероссийской ассоциации по играм в образовании
 /  Тьюторство в сфере образования - МПГУ, Москва / Бабуева Алена, 1 курс: Рефлексивная заметка 2 дня 6-ой ежегодной конференции всероссийской ассоциации по играм в образовании

Бабуева Алена, 1 курс: Рефлексивная заметка 2 дня 6-ой ежегодной конференции всероссийской ассоциации по играм в образовании

27.11.2014 – 28.11.2014

С небольшим опозданием начинается второй день конференции, для меня – с секции “Игры в школьном, семейном и дополнительном образовании”.

Подвижная и интересная девушка, пришедшая с ребёнком, вышла на сцену и сразу обозначила свою компетентность относительно темы мероприятия:

– Школа “Умка” – в контексте работы с младшими классами, средней и старшей школы;

– Филфак новосибирского университета – в контексте работы со студентами,

– Межвузовская сетевая магистратура для инженеров.

Помимо этого, выступающая отметила некую работу со взрослыми людьми.

Суть своего выступления Елашкина Анна Владиславовна свела к системе из трёх неизвестных:

1-ая: генерация

– понятие автор раскрывает как восстановление ситуации порождения какого-то знания.

Зачем это нужно? Чтобы развить навык построения “модели”, чтобы уметь не только усвоить готовую, но и открыть “свою”. Чтобы научиться грамотно ставить перед собой задачи и решать их.

2-ая: игра

В чём суть игры?

Суть в её основной целе и, конечно, самом процессе, т.е. правилах:

– цель игры в том, чтобы люди сами из некой проблемной ситуации вывели формулу решения задач, для дальнейшего применения в подобных ситуациях.

– позвольте мне отложить правила игры до лучшего момента. Сейчас нетерпиться сказать…

О, как бы мне хотелось открывать науку именно в таком ключе! Прекрасная первородная мысль! Если бы в школе я не зубрила “е равно эм це квадрат”, а шла от того, что есть ситуация, где нужно рассчитать силу, которую нужно приложить, самой, я бы… В докладе речь шла исключительно о физике. Но представьте урок музыки, где начинают разговор не с рассказа о гамме и уже существующей типологии звуков, а дают послушать разные знакомые звуки, которые нужно повторить, структурировать по любым критериям. Открыть для себя гамму музыки, которая вокруг – и в сверлении асфальта, и в пении птиц, и в плаче ребёнка.

Последним, 3-им, составляющим системы является “образовательная среда”.

Для себя выступающая сделала вывод, что соотношение взрослых и детей должно быть 3:1. Причин несколько: на образовательной лекции взрослые более “наглые” в задавании вопросов, они не бояться выглядеть глупо или чего-то не знать. Эта ситуация задаёт тон обсуждения, а не лекции, в ходе которого ( при грамотном модерировании) активизируются все.

Замечу, что моё восприятие выступления сложено силами всех активных участников секции – вопросы, заданные по ходу выступления дополняли и расширяли суть вопроса.

Таким образом, докладчик обозначил следующие такты:

1) сама игра, результом которой будет выведенная формула,

2) рефлексия и обсуждение,

3) закрепление, которое состоит из перенесения полученного вывода на другой материал.

Но то, что я подметила и считаю самым важным – это те конкретные макеты, которые можно применить, т.н. “правила”, которые на самом деле свободны для интерпретации. В первую очередь, это “Диалог Галилея и Аристотела: в чём причина движения?”

Своё занимательное выступление девушка начала именно с этого вопроса. Нет, не в приложение силы. Ответ в диалоге философов.

В игре участники должны занять различные позиции, которые им по-настоящему близки. Для этого, изначально необходимо выудить содержательную часть позиций, затем предложить их участникам.

Может быть не спроектированная игра, как импровизация. Может быть продуманная по вариантам ролей: эксперт, проектировщик и так далее.

“Конечно, – предупредила Анна Владиславовна – иногда ребят необходимо “тащить”, подталкивая их к нужному руслу дискуссии”.

Участники секции поддержали тему выступления:

– Какие есть другие тексты для игры?

– Воспоминание Гейзенберга.

– Текст Лейбница.

– Розин “Платоническая любовь” – добавила Татьяна Михайловна Ковалёва.

Кто-то упоминул про короткие зарисовки ряда “Физики шутят, …”

– Можно идти от противного этой игры и спрашивать: “какое противоречие решила…”

Для себя я вынесла вывод, что игра есть воспроизведение любой ситуации с определённой образовательной целью.

Можно воспроизвести суд с присяжными, причём не только по дискуссионным социальным вопросам, но и над физическими явлениями – например, Наталья Юрьевна Королёва рассказывала про свою коллегу, которая с детьми устроила суд над вулканом!

Кроме этого, есть необъятный простор диалогов, в которых выражены различные противоположные позиции.

Моя подруга, Маша Янонис, поделилась техникой, рождённой в ходе её авторского тренинга профориентации – в игре “поездка на общественном транспорте” подросткам нужно было отследить свои реакции на различные ситуации и познать себя как носителя определённого темперамента.

Немалого стоит и каждая групповая встреча с Еленой Игоревной Кобыща – вам знакомы понятия “открытое образование” и “открытое образовательное пространство”? – перед нашей группой эта удивительная женщина поставила задачу создать в нашем кабинете “открытое образовательное пространство за семь минут! Дискусс был на ура!

Дальнейшие обсуждения на секции, да и на конференции в целом, лично для меня, не было столь знаменательным. Отмечу только, что любые элементарные задания (расположить по порядку, соотнести по каким-то принципам соответствия), по опыту мастер-классов конференции, лучше проводить с визуальным сопровождением – идеально с помощью карточек.

 

В помощь вам ролевые игры, спектакли и ресурсы всего мира! В добрый путь к освоению игр в образовании!

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости