Воскресенье
6 ДекБабуева Алена, 1 курс: Рефлексивная заметка 2 дня 6-ой ежегодной конференции всероссийской ассоциации по играм в образовании
27.11.2014 – 28.11.2014
Тьюторская магистратура
С небольшим опозданием начинается второй день конференции, для меня – с секции “Игры в школьном, семейном и дополнительном образовании”.
Подвижная и интересная девушка, пришедшая с ребёнком, вышла на сцену и сразу обозначила свою компетентность относительно темы мероприятия:
– Школа “Умка” – в контексте работы с младшими классами, средней и старшей школы;
– Филфак новосибирского университета – в контексте работы со студентами,
– Межвузовская сетевая магистратура для инженеров.
Помимо этого, выступающая отметила некую работу со взрослыми людьми.
Суть своего выступления Елашкина Анна Владиславовна свела к системе из трёх неизвестных:
1-ая: генерация
– понятие автор раскрывает как восстановление ситуации порождения какого-то знания.
Зачем это нужно? Чтобы развить навык построения “модели”, чтобы уметь не только усвоить готовую, но и открыть “свою”. Чтобы научиться грамотно ставить перед собой задачи и решать их.
2-ая: игра
В чём суть игры?
Суть в её основной целе и, конечно, самом процессе, т.е. правилах:
– цель игры в том, чтобы люди сами из некой проблемной ситуации вывели формулу решения задач, для дальнейшего применения в подобных ситуациях.
– позвольте мне отложить правила игры до лучшего момента. Сейчас нетерпиться сказать…
О, как бы мне хотелось открывать науку именно в таком ключе! Прекрасная первородная мысль! Если бы в школе я не зубрила “е равно эм це квадрат”, а шла от того, что есть ситуация, где нужно рассчитать силу, которую нужно приложить, самой, я бы… В докладе речь шла исключительно о физике. Но представьте урок музыки, где начинают разговор не с рассказа о гамме и уже существующей типологии звуков, а дают послушать разные знакомые звуки, которые нужно повторить, структурировать по любым критериям. Открыть для себя гамму музыки, которая вокруг – и в сверлении асфальта, и в пении птиц, и в плаче ребёнка.
Последним, 3-им, составляющим системы является “образовательная среда”.
Для себя выступающая сделала вывод, что соотношение взрослых и детей должно быть 3:1. Причин несколько: на образовательной лекции взрослые более “наглые” в задавании вопросов, они не бояться выглядеть глупо или чего-то не знать. Эта ситуация задаёт тон обсуждения, а не лекции, в ходе которого ( при грамотном модерировании) активизируются все.
Замечу, что моё восприятие выступления сложено силами всех активных участников секции – вопросы, заданные по ходу выступления дополняли и расширяли суть вопроса.
Таким образом, докладчик обозначил следующие такты:
1) сама игра, результом которой будет выведенная формула,
2) рефлексия и обсуждение,
3) закрепление, которое состоит из перенесения полученного вывода на другой материал.
Но то, что я подметила и считаю самым важным – это те конкретные макеты, которые можно применить, т.н. “правила”, которые на самом деле свободны для интерпретации. В первую очередь, это “Диалог Галилея и Аристотела: в чём причина движения?”
Своё занимательное выступление девушка начала именно с этого вопроса. Нет, не в приложение силы. Ответ в диалоге философов.
В игре участники должны занять различные позиции, которые им по-настоящему близки. Для этого, изначально необходимо выудить содержательную часть позиций, затем предложить их участникам.
Может быть не спроектированная игра, как импровизация. Может быть продуманная по вариантам ролей: эксперт, проектировщик и так далее.
“Конечно, – предупредила Анна Владиславовна – иногда ребят необходимо “тащить”, подталкивая их к нужному руслу дискуссии”.
Участники секции поддержали тему выступления:
– Какие есть другие тексты для игры?
– Воспоминание Гейзенберга.
– Текст Лейбница.
– Розин “Платоническая любовь” – добавила Татьяна Михайловна Ковалёва.
Кто-то упоминул про короткие зарисовки ряда “Физики шутят, …”
– Можно идти от противного этой игры и спрашивать: “какое противоречие решила…”
Для себя я вынесла вывод, что игра есть воспроизведение любой ситуации с определённой образовательной целью.
Можно воспроизвести суд с присяжными, причём не только по дискуссионным социальным вопросам, но и над физическими явлениями – например, Наталья Юрьевна Королёва рассказывала про свою коллегу, которая с детьми устроила суд над вулканом!
Кроме этого, есть необъятный простор диалогов, в которых выражены различные противоположные позиции.
Моя подруга, Маша Янонис, поделилась техникой, рождённой в ходе её авторского тренинга профориентации – в игре “поездка на общественном транспорте” подросткам нужно было отследить свои реакции на различные ситуации и познать себя как носителя определённого темперамента.
Немалого стоит и каждая групповая встреча с Еленой Игоревной Кобыща – вам знакомы понятия “открытое образование” и “открытое образовательное пространство”? – перед нашей группой эта удивительная женщина поставила задачу создать в нашем кабинете “открытое образовательное пространство за семь минут! Дискусс был на ура!
Дальнейшие обсуждения на секции, да и на конференции в целом, лично для меня, не было столь знаменательным. Отмечу только, что любые элементарные задания (расположить по порядку, соотнести по каким-то принципам соответствия), по опыту мастер-классов конференции, лучше проводить с визуальным сопровождением – идеально с помощью карточек.
В помощь вам ролевые игры, спектакли и ресурсы всего мира! В добрый путь к освоению игр в образовании!