Аналитическая заметка по итогам мастер-класса “Образовательное путешествие. Шествие по пути к Образу Себя, Мира и Себя в Мире»
 /  Тьюторство в сфере образования - МПГУ, Москва / Аналитическая заметка по итогам мастер-класса “Образовательное путешествие. Шествие по пути к Образу Себя, Мира и Себя в Мире»

Аналитическая заметка по итогам мастер-класса “Образовательное путешествие. Шествие по пути к Образу Себя, Мира и Себя в Мире»

26.10.2015 – 26.10.2015

Аналитическая заметка по итогам мастер-класса “Образовательное путешествие. Шествие по пути к Образу Себя, Мира и Себя в Мире»

В первый день VIII Международной научно-практической конференции, I научно-практической коучинговой конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве и коучинг: взаиморесурсность двух профессий» прошли мастер-классы коучей и тьюторов, в рамках которых последние делились своим опытом и особенностями используемых ими технологий.

Высокий интерес вызвал мастер-класс руководителя Регионального отделения МТА в Москве и Московской области, федерального эксперта МТА, практикующего тьютора – Кобыщи Елены Игоревны: «Образовательное путешествие. Шествие по пути к Образу Себя, Мира и Себя в Мире».

Практически 30 незнакомых друг другу людей решились совместно отправиться в этот, казалось бы, достаточно понятный путь и получить ответ на вопрос как это Шествие победно завершить.

Однако, уже в вводной части Кобыща Е.И. указала, что главное в этом деле – не столько получить ответ, сколько задать сам вопрос.

Основная часть мастер-класса проходила в движении. Участникам приходилось вставать с мест, делиться на группы, пересаживаться, писать, общаться, задавать друг другу вопросы. Порой, возможно, и не самые удобные.

Началось действо с предложения руководителя мастер-класса выбрать каждому со стола любой понравившийся предмет (среди которых, диски, лекарства, брошюры, игрушки и много чего еще), разделиться на группы и рассказать друг другу: «Почему вы взяли именно этот предмет, почему он для вас сейчас интересен и важен?»

После обсуждений все участники должны были подойти в стене и публично записать на ней вопросы, которые возникали у них в ходе обсуждения предметов.

Далее, участникам предлагалось выбрать понравившуюся цитату из Макса Фрая, несколько раз ответить на вопрос: «Почему именно эта цитата?», вновь записать на стене возникающие вопросы…

Всего по всем пунктам вопросов оказалось очень много и достаточно разных.

Поэтому каждому было предложено посмотреть на все имеющиеся на стене вопросы через три фокуса: вопросы про мир (обустройство мира, общества), вопросы про общество (законы общежития, взаимодействия, коммуникации), вопросы про человека (события индивидуальной жизни, биографии, истории).

Оказалось, что единогласного мнения о том, какие вопросы к чему относятся, у участников нет.

Конечное действие заключалось в просмотре отрывка из мультфильма «Иван-царевич и Серый волк» и необходимости оценить ситуацию отрывка, ответив на вопросы: Что? Где? Когда? Что делает? Как? Кто? Во имя чего?

Как и ожидалось, ответы участников также не совпали. Каждый смотрел на ситуацию с точки зрения разных персонажей и каждый вкладывал в их действие свой смысл, исходя из своего личного опыта.

После обсуждения всем было предложено записать лично для себя два вопроса. Первый – который бы хотелось сейчас обсудить с присутствующими. И второй – который хотелось бы задать другим людям и себе после мастер-класса.

На завершающем этапе мастер-класса Кобыща Е.И. дала объяснение тому, к чему были все совершенные действия и ответила на вопросы участников.

Сошлись на том, что образовательное путешествие состоит из трех этапов: этап вопроса, этап поиска ответа на основе имеющегося культурного опыта и этап представления своего нового знания как другого образа себя. «Я вошел одним в путешествие, а вышел другим».

При этом было отмечено, что существует принципиальное различие между образовательным путешествием и образовательным туризмом. Как турист ты всегда знаешь, куда поедешь. А образовательное путешествие начинается с того, что ты не знаешь, куда ты едешь, зачем ты едешь. И понять это ты можешь, в частности, путем вопрошания. Либо вопрошания с помощью тьютора.

Вот таким образом, на мастер-классе была представлена образовательная технология «Образовательное путешествие».

Аналитическую заметку составила Яковлева Л.В.,

 

студентка 1 курса МП «Тьюторство в сфере образования» МПГУ

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости