Понедельник
25 СенА. Адамский о тьюторстве. Весь выпуск Вестей образования о тьюторстве.
Полностью выпуск газеты Вести образования посвящённый тьюторству читайте по ссылке http://archive.vogazeta.ru/, а сейчас читаем Александа Адамского
О тьюторстве
Когда-то, где-то в середине 90-х, я вывел для себя аксиому образовательной политики: либо инновация проходит путь от идеи через проект к институции, либо умирает (в лучшем случае), либо превращается в свою противоположность.
Сегодняшний номер «Вестей образования» посвящен одной из таких идей – тьюторству.
Для начала я хотел бы показать культурно-исторический контекст, в котором появились инновационные педагогические идеи, ставшие сегодня институтами.
…С 1985 года в Советском Союзе началось массовое инновационное движение в образовании – на волне очередной школьной реформы (ее называют «черненковской», но задумана и разрабатывалась она еще при Ю. Андропове). Проект постановления ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» был опубликован в «Учительской газете» 5 января 1984 года.
Лидером была тогдашняя «Учительская газета», которую возглавляли два великих педагогических публициста – журналист Владимир Матвеев и писатель Симон Соловейчик. Хронологически назначение Матвеева главным редактором ведомственной «УГ» совпало с публикацией в марте 1983 года в журнале «Коммунист» знаковой статьи генсека Ю. Андропова «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР». В ее тексте, полном тогдашними пропагандистскими клише, явно прослеживались намеки на необходимость серьезного реформирования советского общества и экономики.
Вышло много постановлений по экономике и организации труда, готовилась масштабная реформа образования. Сегодня, имея опыт и знания о том, как в государстве готовятся и проводятся реформы образования, складывая задним числом свои наблюдения во время работы в «УГ» (с 1985 по 1989 гг.), все больше убеждаюсь, что В. Матвеева партия выдвигала на роль если не лидера, то глашатая тех изменений, которые предполагались в школьной жизни. И можно предположить, подчеркну – лишь предположить, что при назначении на эту должность его спросили: а какие идеи он может предложить для реформирования школы, для улучшения качества, уменьшения разрыва между жизнью и формальным школьным образованием?
Я думаю, Матвеев назвал идеи коммунарского воспитания – коллективного творчества, новаторства – прорывы учителей в методике обучения, основанные не на авторитаризме, а на «учении с увлечением», борьбу с псевдонаучностью в Академии педнаук, поднятие авторитета простого учителя, задавленного бюрократией. Конечно, он не мог тогда предложить отмену партийной идеологии, но и это было более чем смело.
9 февраля 1984 года Ю. Андропов умер, ему на смену пришел К. Черненко, но реформа уже была объявлена, и началось ее всенародное обсуждение.
Владимир Матвеев выполнил поручение партии – обеспечить отражение в газете всенародного обсуждения путей развития народного образования в СССР. Но фактически он сделал гораздо больше – совершил подвиг создателя общественно-педагогического движения обновления школы. Уже к середине 1985 года энергетика массового общественного вовлечения в образовательную политику через «УГ» начала усиливаться с фантастической скоростью.
Тираж «Училки» перевалил за полтора миллиона экземпляров!
Острые материалы о бездарной бюрократии, антинаучности педакадемии – с одной стороны. О педагогах-новаторах, о людях с идеями, о простых учителях, которые предлагали, как можно улучшить школу, – с другой.
В это же время возникла идея клубов творческой педагогики, и В. Матвеев предложил дать им имя «Эврика» – как символ нового. За два года в СССР возникло более 500 клубов «Эврика», от Сахалина до Таллина. Газета публиковала отчеты о сборах «Эврики» как репортажи с революционных собраний.
На этом краткий курс истории инновационного движения заканчивается и начинается история личности, идеи и подвига институализации этой идеи этой личностью.
В 1987 году в Асанове, в Удмуртии, прошел финал первого конкурса «Авторская школа» – большой эвриканский фестиваль, на котором несколько авторских школ моделировали свои проекты. Участники не слушали лекции о моделях, а проживали разные стороны уклада школьной жизни. Школу самоопределения вместе с А.Н. Тубельским представляли несколько учителей, в числе которых – Татьяна Ковалева, выпускница матфака ленинского педа, воспитанница коммунарского движения (она была в штабе Ефима Штейнберга и Александра Тубельского).
Это было 30 лет назад.
В 1991 году Татьяна Ковалева придумала и организовала в Томске одну из первых частных школ – «Эврика-Развитие».
И после этого совершила главное в своей жизни: создала новое педагогическое направление – тьюторство.
У Татьяны Михайловны есть уникальная способность – она, подобно пчеле, собирающей со всех цветов полезный мед, умеет взять содержание из почти любого источника, напитать свой педагогический улей, казалось бы, противоположными идеями и в итоге получить уникальное гармоничное новое содержание.
Более того, входя в содержательный пласт, Татьяна Ковалева становится профессиональным экспертом в этом содержании.
Так, невероятным образом она создала сплав математики, коммунарства, методологии, проектирования содержания образования, классического научного исследования, инновационной педагогики. Глубокая внутренняя рефлексия вывела ее на оформление новой деятельности – поддержки детского самоопределения.
Взяв понятие тьюторства из зарубежной педагогики, Т.М. Ковалева вдохнула в это понятие новый смысл – обогащенный культурно-исторической теорией Выготского, коллективным творческим воспитанием, идеей самоопределения Тубельского, идеей педагогической поддержки О. Газмана, идеями педагогики сотрудничества, методологией проектирования деятельности.
Тьюторство прошло тот самый путь, о котором я написал в начале: родилась идея, потом был осуществлен проект – и, наконец, появился институт: «тьютор», «тьюторство».
Теперь есть такая профессия в квалификационном справочнике, есть профессиональный стандарт тьютора, есть система подготовки, есть общественная ассоциация – сообщество, в котором эта деятельность живет и развивается.
Редчайший случай в истории нашей педагогики, когда идея стала не только проектом, не только частной методикой, не только библиотекой книг и статей.
Идея стала институтом.
Но сегодня тьюторство переживает самый рискованный этап своего развития.
Потому что для инновационной практики самое тяжелое испытание – перестать быть инновационным проектом и вписаться в системное формальное поле.
Если деятельность стала институтом, то ее двигают уже не только идеи и рефлексия, но и правила, нормы, стандарты.
И возникает жесткий конфликт между новыми идеями и установленными нормами и правилами.
Более того, возникает конфликт между людьми, несущими разные функции, – одни стоят на страже норм, другие приносят новые идеи, направленные на разрушение норм. «Созидательным разрушением» называл это Шумпеттер.
Но, знаете, дай нам Бог каждому дожить до такой ситуации – чтобы созданный тобой институт переживал кризис созидательного разрушения.
Начинается новый акт этой культурно-исторической эпопеи – выдержит тьюторство испытание институализацией или нет?
Я ставлю на «выдержит».
Там же Ковалева…