Вторник
21 НояПресс-релиз от МБОУ «Лицей № 44» г.Чебоксары От «мероприятия» – к «событию».
Пресс-релиз от МБОУ «Лицей № 44» г.Чебоксары От «мероприятия» – к «событию».
Для десятиклассников Лицея №44 города Чебоксары двумя главными событиями начала года становятся публичные слушания «Точка отсчета», где они представляют свои индивидуальные образовательные программы, и День Лицея, на котором проходит их «посвящение в старшеклассники». Это события разных форматов, но идея в их организации одна: формирование субъектной позиции старшеклассника в собственном образовании. Проблема не новая, но актуальная, особенно для нашего лицея, где есть свои, специфические черты организации жизни в старшей школе. Среди них можно назвать две главных: конкурсный отбор в десятый класс и наличие профильных групп в каждом классе. В этом году, как и в прошлом, в лицее три десятых класса, в которых приблизительно третья часть – учащиеся, пришедшие из других школ. Сформированы три профиля: физико-математический, социально-экономический и химико-биологический. При этом в каждом классе есть представители всех трех направлений – отсюда и «гибкое» расписание: одни предметы изучаются составом класса, другие – составом профиля. Кроме того, есть специализация и в рамках элективных курсов. Добавим к этому нацеленность лицея на высокие академические результаты и активную олимпиадную подготовку с первых дней учебы – и тогда становится понятным, как нелегко бывает десятикласснику сориентироваться во времени и в пространстве. И здесь очень важно создать такую ситуацию, когда в результате собственного действия им будет создаваться определенный «продукт» по решению этой проблемы. Таким «продуктом», по нашему мнению, может быть визуализированный образ ближайшего будущего, который представляется десятиклассником на «Точке отсчета». А еще – коллективная «визитка профиля» на Дне Лицея (ведь «посвящение в старшеклассники» – не формальное, а заслуженное – как результат достойно пройденных конкурсных испытаний). Важно, чтобы ребенок понял: он проживает свою жизнь – жизнь, наполненную событиями, – в которой уроки и оценки – не единственная, а возможно – и не самая главная ее часть. Тьюторская сообщество педагогов лицея давно и активно обращается к проблеме событийности в образовании. Есть уже некоторый опыт организации образовательных событий. Но вопросов по-прежнему очень много. И большим подарком в этом плане стала для нас недавно вышедшая книга «Образование за пределами обыденного: событие действия, событие учения – событие себя», изданная коллективом авторов Федеральной инновационной площадки МОиН РФ МБОУ СОШ «Эврика-развитие» г.Томска (редакторы М.М Миркес, Н.В.Муха). Приобретенная одним из участников Летнего университета тьюторства на Байкале книга стала в лицее уже бестселлером: она читается, осмысляется, разбирается по кейсам. Ресурсным стал и симпозиум «Образовательные события как практика себя» (руководитель М.М.Миркес) в рамках X Международной научно-практической и ХХII Всероссийской тьюторской конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: «забота о себе» и построение индивидуальной образовательной программы». Пока в осмыслении теории и практики образовательных событий у нас больше вопросов, чем ответов. А лучший способ продвижения в этом направлении – это проба работы в событийном режиме. Вот почему педагоги Лицея №44 включаются в работу республиканского тьюторского бенчмаркинг-салона «Живая практика. Лучшее», который состоится в Чебоксарах 30 ноября-1 декабря 2017 года.
Е.Н.Иванова, заместитель директора МБОУ «Лицей №44» г.Чебоксары, координатор тьюторской стажировочной площадки «Полюса роста».