Четверг
16 ОктОб ассоциации
Полное официальное наименование организации: Межрегиональная общественная организация «Межрегиональная тьюторская ассоциация»
Сокращённо МОО МТА или МТА
Мы – общественная профессиональная организация, развивающая новую профессию «тьютор» и разрабатывающая критерии рассмотрения тьюторских компетенций для учителей, психологов, социальных работников и других представителей помогающих профессий (антропопрактиков). МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» создана в 2007 году для объединения деятельности педагогов-экспериментаторов, научных сотрудников, преподавателей, методистов, тьюторов, родителей, проектировщиков инновационных процессов в образовании.
В становлении тьюторства в России можно выделить несколько этапов:
Информационно-просветительский этап
90-е – первые тьюторские школы в Томске и Ижевске, тьюторские конференции в Томске, Москве, Летние университеты тьюторства с 2012 года до 2021 г. в очном формате в резных городах РФ, в 2022 и 2023 г. – Летний университет наставничества и тьюторства в формате офлайн. С 2011 года издаётся серия книг “Библиотека тьютора”, первой стала книга В.М. Розина “Философия субъективности”. В 2012 г. вышла книга “Профессия тьютор”, авторами которой стали Т.М. Ковалёва, Е.И. Кобыща, А.А. Теров, С.Ю. Попова(Смолик), М.Ю. Череделина.
Этап нормативного регулирования
Создание корпоративного и утверждение профессионального Стандарта 2012-2017 гг., появление профессии «Тьютор» в Едином квалификационном справочнике должностей – 2008, разведение позиций «Тьютор» и «Ассистент в сопровождении детей с ОВЗ», открытие магистратур в МГПУ ( Москва) и ДВФУ (Владивосток), других городах РФ,
Технологический этап
Создание экспертного сообщества федеральных и региональных экспертов, экспертиза практик, методических разработок, технологий, программ ДПО, сертификация тьюторов, получение 3-х Президентских грантов: “Профессионально-общественная экспертиза качества индивидуализации образования и тьюторства”, “Тьюторский хакатон: площадка для разработки и апробации технологий индивидуализации и персонализации образования”, “Навыки самообразования” – интенсивный учебный курс подготовки тьюторов”. Организация и проведение Всероссийского конкурса “Тьютор года” с 2015 г. совместно с АНО ДПО “ПрЭСТО”.
Этап стратегических проектов с 2023 года
Миссия: оформить в культуре современного образования тьюторский способ сопровождения развития человека (самообразования) как гуманитарный способ антропологического взаимодействия. (Сформулирована на стратегическом семинаре в Ярославле в 2025 г.)
Кандидатная стратегия: расширение деятельности МТА по сопровождению самообразования (культуры самости, самостроительства) в разных сферах. (Сформулирована на стратегическом семинаре в 2024 г. в Чайковский, Пермский край)
С момента создания в ассоциацию вступило более 500 человек. На октябрь 2025 года в МТА есть представители 31 региона России, открыто 13 региональных отделений. Некоторые члены МТА, где нет региональных отделений, объединились в межрегиональную группу, в Марий Эл действует региональная группа.
Список регионов, имеющих региональное отделение МТА:
г. Москва и Московская область
Список регионов РФ, в которых проживают члены МТА:
Архангельская, Владимирская, Воронежская, Волгоградская, Иркутская область, Коми (республика), Кемеровская, Курская область, Краснодарский и Красноярский край, Республика Крым, Ленинградская область, Республика Марий Эл, город Москва, Московская область, Мурманская область, Новосибирская область, Пермский и Приморский края, Ростовская область, город Санкт -Петербург, Свердловская область, Ставропольский край, Сахалин, Самарская область, Республика Татарстан, Томская область, Тюменская область, Удмуртская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Челябинская область, Чувашская Республика, Ярославская область
В эпоху информационного общества все актуализируют и ищут разные способы обновления и трансформации образования. Наша профессиональная общественная организация, опираясь на инновационный опыт томских школ и экспериментальных площадок, с начала 90-х годов участвующих в модернизации российского образования, разрабатывает принцип индивидуализации, принцип субъектности и субъективности. Важность этих принципов в последнее время все больше осознаётся, так как они вошли в обновлённый ФГОС, в Стандарт педагога, Стандарт деятельности тьютора, во все нормативные документы российского образования. А главное востребованы со стороны обучающихся и их родителей. В современных условиях важнейшим фактором успеха становится не просто усвоение информации, а развитие навыков самообразования, критического мышления и способности к самостоятельному выбору образовательной траектории. Именно в этом контексте и возникает потребность в тьюторе — специалисте, который помогает тьюторанту осознавать и ставить собственные образовательные цели, разрабатывать индивидуальную программу обучения и эффективно использовать разнообразные образовательные ресурсы. Тьютор не является носителем готовых знаний или контрольной инстанцией, а выполняет функции сопровождения, создавая условия для становления у тьюторанта образовательной субъектности.
Деятельность ассоциации
Работа нашей организации направлена не только на педагогов, психологов, социальных работников, формирующих у себя тьюторскую компетентность, но и на людей, осваивающих новую профессию «тьютор». Мы помогаем осознать ценность и важность принципа индивидуализации, освоить инструменты тьюторского сопровождения и реализации процесса индивидуализации.
При этом конечным адресатом наших усилий является человек, которому помогают тьюторы. Мы стремимся к тому, чтобы человек видел свою траекторию в образовании, мог управлять своим образованием, лучше понимая себя.
Если раньше вся педагогика была связана с вопросом «как человека учить?», то сегодня мы рассматриваем вопрос: «как человеку самому строить своё образование?»
Мы проводим:
презентации,
клубные встречи,
семинары,
программы повышения квалификации (совместно с учебными заведениями имеющими лицензию на этот вид деятельности),
конференции,
образовательные события
муниципального, регионального, межрегионального, международного уровня,
с 2012 года по 2021 год очные Летние университеты тьюторства, спроектированные по принципу открытых университетов с вариативностью, избыточной образовательной средой и индивидуальными образовательными траекториями, с 2022 г. – в форматах онлайн и гибридном проводился Открытый Летний Университет Наставничества и Тьюторства, (ОЛУНТ)
с 2023 г. проводится стратегический семинар МТА в очном формате,
программы подготовки экспертов в сфере индивидуализации и тьюторства по корпоративным стандартам МТА,
онлайн-семинары, образовательные интенсивы,
гуманитарную экспертизу на статус практик индивидуализации и тьюторства, методических разработок и технологий тьюторского сопровождения, программ КПК и ПП, магистратуры,
экспертное сопровождение образовательных команд, консультационное сопровождение межрегиональных проектных групп,
сертификацию деятельности тьюторов.
Тьюторский подход реализуется на всех возрастных группах – в дошкольном образовании, в общем образовании и СПО, высшей школе, послевузовском образовании. В разных направлениях – в семейном образовании и частных школах, в дополнительном образовании, в инклюзивном образовании, в управлении, Монтессори – педагогике, в цифровой среде. Освещаем деятельность магистратуры в Москве и других городах, рассказываем, где ещё можно обучаться тьюторству. Бережно сохраняем наработки и опыт в сфере индивидуализации и тьюторства в библиотеке, делимся лучшими практиками в Альманахе тьюторских практик и технологий.
Деятельность ассоциации в 2025 году
Ключевые мероприятия МТА в 2025 году:
февраль – Тьюторская Неконференция “Сопровождение субъектов образования” в г. Ярославль
март – Тьюторский сейшн “Человек, сопровождающий развитие” (совместно с АНОО ПрЭСТО) в Пермском крае.
февраль – март – Московский открытый профессиональный конкурс «Тьютор года-2025» (онлайн, в гибридном формате)
апрель – Уральские тьюторские мастерские (Свердловское РО)
апрель – Всероссийская научно-практическая конференция «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности обучающихся на разных уровнях образования: практики индивидуализации, социально-психологические механизмы». (Краснодарское РО)
май – Республиканский конкурс «Лучший тьютор года Чувашии – 2025»
август – Стратегический семинар в г. Ярославль на базе ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.
август – Родительско-педагогический интенсив “РУЯН 2025. Вызовы и возможности” г. Томск
октябрь – XVIII Международная научно-практическая конференция ««Тьюторство в открытом образовательном пространстве: индивидуализация и тьюторство в социальных и профессиональных проектах»» в формате онлайн.
Календарь событий на 2025 – 2026 г.(в разработке)