Вторник
4 ДекПрактика Школы №1547 г. Москвы на экспертной гостиной в МГПУ
22 ноября на тьюторской гостиной прошла первая встреча экспертной группы и заявителя новой практики. “Тьюторское сопровождение курса “Индивидуальный проект” старшеклассника” – такова тема, представленная к обсуждению. Данная практика возникла в 2015-2016 учебном году под руководством Кобыща Е.И. и реализуется с тех пор ежегодно среди обучающихся 10-х классов. В поисках недостающих психологических профориентационных инструментов с целью сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников был спроектирован и внедрен в образовательный процесс Лицея №1547 (сейчас – ГБОУ г. Москвы «Школа №1547») данный элективный курс.
Школа №1547 представляет собой профильное общеобразовательное учреждение, имеющее в своем распоряжении большое количество ресурсов и показывающее высокие академические результаты обучающихся, но при этом с пробелом в сфере поддержки и сопровождения их самоопределения. Предложенная инициатива была одобрена руководством лицея и реализуется с 2015 года по настоящее время.
Основной целью практики является создание условий самоопределения для обучающихся, а также формирование у подростков способности к структурированию и управлению своей деятельностью, способности целесообразно и продуктивно работать с ресурсами, ориентироваться в информационном потоке и иметь возможность для проявления и апробирования собственного интереса и соотнести его с возможной будущей деятельностью.
Из множества методов и технологий современной педагогики, способных в условиях классической системы современной школы преобразовать действительность в личностно значимую для обучающихся, целесообразным видится введение такого типа деятельности, как индивидуальный проект. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Помимо этого, владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции, что крайне важно при обучении в старшей школе и ещё более важно при обучении в высшем учебном заведении.
Рассматривая значимость проектной деятельности с точки зрения ФГОС, мы видим, что внедрение данного компонента призвано решить следующие задачи:
- сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- сформировать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформировать навык проектной деятельности, а также умение самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- сформировать способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Мы видим, что даже прописанные стандартом ожидаемые результаты проектной деятельности отвечают на многие поставленные задачи и помогают в развитии важных компетенций. Метод проектов популярен во многих школах, тем не менее, проблема выбора дальнейшей траектории образования по-прежнему стоит очень остро у старшеклассников. Поэтому очень важно рассматривать проектную деятельность не только, как очередной «предметный» компонент учебной деятельности, который лишь научает определённой технике работы, но как инструмент, который позволяет учащемуся выйти на личностный уровень жизнедеятельности. То есть не просто усвоить сумму умений, знаний и навыков, а осознать и реализовать свои собственные образовательные цели и задачи.
Помимо этого, индивидуальный проект при наличии тьюторского сопровождения позволяет реализовывать принцип индивидуализации через совместную с учащимся работу над проектом. Проект позволяет выстроить такой целостный самообразовательный процесс, который через использование имеющихся компетенций и овладение новыми, в процессе реальной самостоятельной деятельности отвечает на значимый для учащегося вопрос.
Метод проектов при грамотном тьюторском сопровождении позволит гармонично соединить две траектории развития личности учащегося – ценностно-смысловые ориентиры и деятельностный подход. Основными итогами сопровождения являются не только овладение конкретным знанием, обобщенным способом решения учебной задачи, овладение самостоятельной образовательной деятельностью, существующими в культуре видами образовательной деятельности высокого уровня, такими как проектирование и исследование, но и осознание самим субъектом образования смысла и значения всех вышеперечисленных результатов образования именно для него – нахождение индивидуальных смыслов, целей и значений собственного образования в собственной жизни.
Очень приятно было получить обратную связь от присутствующих тьюторов и гостей – магистрантов, и конечно послушать тех, кто не понаслышке знает о том, как непросто впервые публично представлять свой опыт работы. Спасибо большое экспертам – Гусевой Ксении, Лазаревой Ладе, Бурмакиной Ирине! Ваши комментарии, вопросы и суждения были очень ценны и важны, настолько, что вскоре будет представлена еще одна практика нашей школы – на этот раз начальных классов.