Воскресенье
4 ОктПрактика тьюторского сопровождения проектной деятельности подростков при взаимодействии школа-ВУЗ
В 2020 году прошла сертификацию МТА практика тьюторского сопровождения проектной деятельности подростков при взаимодействии школа-ВУЗ», реализуемая педагогами классов монтессори томской школы «Эврика-развитие» Евстигнеевой Ириной Анатольевной, Крапивец Еленой Анатольевной, Бориной Владой Леонидовной, Шаляпиной Ольгой Олеговной.
Школа «Эврика-развитие» с самого начала мыслит себя площадкой «открытого типа», ориентированной на индивидуальную активность ребенка, на становление его способности к самообразованию и самоопределению.
В школе М.Монтессори, как одной из педагогических систем полисистемной школы, программы основного образования построены с использованием традиционных и событийных форм и методов работы с учащимися младшей и основной ступеней образования. Такая интеграция возможна благодаря образовательным ресурсам Монтессори-среды (разновозрастный коллектив учащихся, автодидактичные материалы, возможность выбора деятельности, педагогический метод наблюдения для работы в зоне актуального и ближайшего развития).
Организаторы практики: тьюторы школы Монтессори МБОУ СОШ «Эврика-развитие», профессора и доценты ВУЗов: сотрудники химического факультета ТГАСУ, сотрудники кафедры РКИ (Русский как иностранный) ТПУ, преподаватели и научные сотрудники факультета иностранных языков, радиофизического факультета, факультета информатики ТГУ. Тьюторанты – учащиеся 9 класса Монтессори-классов МАУ Школы «Эврика-развитие».
Цель практики: формирование и развитие осознанности тьюторантов при осуществлении пробных действий при реализации профессиональных проектов и исследований.
Проблемы подросткового образования, которые решаются данной практикой:
- развитие познавательных интересов от работы в организованной Монтессори-среде до использования среды всей школы и выход в город;
- дальнейшее развитие учебной мотивации, постановка проблемных вопросов в новых предметных областях;
- переход от работы с учебными проектами к образовательному проектированию;
- переход от учебно-исследовательских навыков к образовательному исследованию;
- переход от пассивных профессиональных проб к активным профпробам;
- дальнейшее развитие способности создавать собственную образовательную траекторию и отвечать за ее результат.
Наша тьюторская практика опирается на следующие базовые ценности:
- самообразование и саморазвитие;
- свобода самоопределения тьюторанта;
- опора на сильные, позитивные стороны личности тьюторанта;
- принятие проб и рефлексия результативности;
- равноправие процесса и результата;
- рефлексия личностного и содержательного результата
- самопреодоление и расширение тьюторантом зоны комфорта.
Принципы, на которых основана наша тьюторская практика:
- индивидуализации;
- избыточности, открытости, вариативности образовательной среды;
- творческой активности субъектов образовательной среды;
- образовательной рефлексии.
Специфика реализации практики учитывает психологические особенности современного российского подростка, которые сформировались по ряду причин.
Во-первых, современные подростки – это дети информационного общества, они способны воспринимать и перерабатывают большие объёмы информации, их скорей надо учить умению отсекать лишнее.
Во-вторых, взрослеющих детей, выходящих в подростковую стадию встречает интенсивно развитый Интернет. Подростки активно используют его для коммуникации: ведут онлайн-дневники, общаются через Skype, «сидят» в социальных сетях.
В-третьих, подростковый возраст – это время полового созревания, которое проходит пять этапов: первый связан с изменениями деятельности щитовидной железы и гипофиза, второй – с появлением первые признаки полового созревания, изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ, третий – с активизацией половых и щитовидной желез внутренней секреции, происходит бурный рост трубчатых и плоских костей, растут сердце и легкие, на четвертом этапе появляются вторичные половые признаки, а к пятому окончательно завершается половое созревание. Наступает анатомическая и физиологическая зрелость.
В-четвёртых, дети решают возрастные задачи усвоения образцов взрослого поведения с построением отношений с другими людьми, переходом к качественно новому типу общения; с нахождением личностного смысла в учении, превращением его в самообразование; с самопознанием, самоопределением, самовыражением.
Специфика реализации данной тьторской практики:
– образовательный процесс за пределами школы,
– общение в профессиональном поле,
– выстраивание образовательного пути на протяженный временной отрезок,
– взятие ответственности за свое образование самим подростком,
– все образование продолжается в плоскости деятельностного обучения.
Для реализации проекта взаимодействия подростков с субъектами высшего образования (ТГУ) была проведена многопозиционная экспертная площадка (МКЭП) представителей (управленцев) школы «Эврика-развитие», школы Монтессори, сотрудников ТГУ, представителей регионального отделения межрегиональной тьюторской ассоциации, учащихся 9 класса школы Монтессори.
Участникам МКЭП была представлена идея взаимодействия учащихся 9 класса, переходного от подростковой к старшей школе, с сотрудниками Томского государственного университета для осуществления реальной профессиональной пробы. Тьюторы школы Монтессори предоставляют возможность учащимся с первого класса проявлять и представлять свои образовательные инициативы. Поддержка инициатив тьюторами и педагогами позволила ребятам на протяжении 8 лет выполнять реальные проекты и исследования.
Представлены результаты учащихся подростковой школы тьюторами и самими учащимися. Подростки вышли на такой уровень проектирования и исследования, при котором они ожидают не только и не столько оценки своих продуктов (вы молодцы, высокий уровень и т.д.), сколько реальной обратной связи от профессионалов, которые реально занимаются темами и проблемами, интересующими детей.
Представлен опыт сотрудничества школьников с вузами Томска – с ТУСУРом, ТГАСУ и Томским государственным университетом; у тьюторов школы Монтессори и учащихся есть «партизанские», личные отношения, устанавливая которые, они каждый раз заново договариваются с факультетами и кафедрами вузов о сотрудничестве. Различные вузы по-разному откликаются на инициативы школьников, так под руководством научных сотрудников ТУСУРа ребята несколько лет выполняли исследовательские работы (с учетом того, что они были учениками пятых-седьмых классов).
Представлена инициатива взаимодействия с Томским государственным университетом – тьюторская группа школы Монтессори обратилась в ТГУ с инициативой разработать механизм легализации и легитимизации отношений с вузом таким образом, чтобы в университете появилась/обнаружилась структура, которая обеспечит возможность вхождения детей с реальными инициативами – проектами и исследованиями, выполненными на школьном уровне, в контакт с заинтересованными в этом взрослыми. Предположительно это может быть программа взаимодействия ТГУ со школой, в разработке которой примут сотрудники ТГУ, а в дальнейшем она будет рассмотрена на ученом совете и ее подпишут/доработают факультеты и институты ТГУ.
Опыт проектной и исследовательской деятельности старших подростков, претендующий на «взрослое» взаимодействие. В представлении тьютора и репликах учащихся было проявлено, каким образом выстраивалась работа с инициативами подростков в период с 5 по 8 класс: реальное сотрудничество с ТУСУРом, встраивание в деятельность взрослых и порождение интересов учащихся, выступления на конференциях. Потребность не просто в положительной обратной связи, но и профессиональном отношении к проектам детей.
В практике выделены следующие этапы:
1 этап (1 месяц, сентябрь)
- Проектирование образовательных действий в течение учебного года каждым тьюторантом индивидуально.
- Представление индивидуальных образовательных программ, где указано, за счет каких ресурсов можно осуществить задуманное.
- Поиск общих мест пересечения индивидуальных программ в группе.
- Представление тьютором образовательного кластера города (ресурсной карты), поиск ресурсов тьюторантами для осуществления своих образовательных интересов (формирование личностно-ресурсной карты).
- Обнаружение дефицитов: личностных, групповых, в школе, в семье.
- Проведение мастер-классов, тренингов профессионалами для презентации образовательной среды.
- Составление плана освоения образовательных ресурсов города.
- этап (1 месяц октябрь)
- Ознакомление с образовательными ресурсами города и самоопределение.
- этап (4 месяца ноябрь – февраль)
- Осуществление длительной образовательной пробы.
- этап (2 месяца март-апрель)
- Представление полученного продукта в школе и на городских региональных, межрегиональных конференциях.
- Рефлексия эффективности деятельности и перспективизация.
Тьютором в ходе практики использовались методы исследования и проектирования, технология тьюторского сопровождения, технология дебатов, педагогическая технология Марии Монтессори. Ресурсы, использованные для осуществления практики:
- для формирования образовательного кластера города – личные, семей тьюторантов, выпускников школы;
- для осуществления образовательных проб – ВУЗы города – ТГАСУ, ТГУ, ТГПУ.
Поддерживать реализацию интереса тьюторанта, если возможность его реализации не предусмотрена в данной организации, особое действие тьютора. Из опыта данной практики – самым продуктивным шагом оказалось поиск ресурсных мест в организации. Так, например, для длительных исследований необходимо время для проведения множественных экспериментов и подростки могут осуществлять исследовательские пробы, взять на себя роль лаборантов и т.д. высвобождая время исследователя. Подростки могут обрабатывать, классифицировать полученные результаты.
Представленная практика содержит цикличность двух кругов (малый и большой). Малый круг имеет протяженность 1 год. Большой круг не менее 4 лет. Практика предусматривает начало работы с учениками 5-6 класса. На каждом этапе происходит постепенное формирование компетентностей и разного опыта образовательного продвижения:
5-6 класс
- выбор направления исследований, времени работы, партнера, формата образовательной пробы в представленном тьютором образовательном поле школы (рамки для выбора сужены тьютором);
- освоение новых (работа в паре с мастером, исследовательские формы работы) форм деятельности;
- проживание этапов исследовательской деятельности, реализуемых в школе;
- выход за рамки предметного содержания школьного образования;
- пробы рядом с мастером в его профессиональном поле.
6-7 класс
- выбор направления исследований, времени работы, партнера, формата образовательной пробы в представленном образовательном поле (рамки для выбора расширены тьютором);
- применение освоенных форм деятельности, знакомство с новыми формами;
- определение собственного интереса в образовательном процессе.
7-8 класс
- появление заказа на образование (углубление отдельных предметных областей, ранжирование значимости учебных предметов, предложение новых форм образовательного процесса педагогам-предметникам);
- работа со своими ресурсами и дефицитами;
- представление проектов, созданных на основе исследовательских работ, за рамками школы (конференции разного уровня);
- самостоятельное использование предложенных средств и ресурсов образования.
8-9 класс
- формирование образовательного заказа;
- проектирование собственной образовательной деятельности на год;
- становление способности изменять образовательную среду под свой запрос;
- способность проектировать своё образовательное действие в условиях ограниченных ресурсов;
- умение работать в ситуации неопределенности, в условиях постоянно изменяющейся образовательной среды;
- способность передавать накопленные знания, формы работы и опыт для решения личных образовательных задач.
Представленная практика была апробирована в течение пяти лет (на группе детей с 5 по 9 класс).