Практика тьюторского сопровождения проектной деятельности подростков при взаимодействии школа-ВУЗ
 /  Монтессори-педагогика / Практика тьюторского сопровождения проектной деятельности подростков при взаимодействии школа-ВУЗ

Практика тьюторского сопровождения проектной деятельности подростков при взаимодействии школа-ВУЗ

В 2020 году прошла сертификацию МТА  практика тьюторского сопровождения проектной деятельности подростков при взаимодействии школа-ВУЗ»,  реализуемая педагогами классов монтессори томской школы «Эврика-развитие» Евстигнеевой Ириной Анатольевной, Крапивец Еленой Анатольевной, Бориной Владой Леонидовной, Шаляпиной Ольгой Олеговной.

Школа «Эврика-развитие» с самого начала мыслит себя площадкой «открытого типа», ориентированной на индивидуальную активность ребенка, на становление его способности к самообразованию и самоопределению.

В школе М.Монтессори, как одной из педагогических систем полисистемной школы, программы основного образования построены с использованием традиционных и событийных форм и методов работы с учащимися младшей и основной ступеней образования. Такая интеграция возможна благодаря образовательным ресурсам Монтессори-среды (разновозрастный коллектив учащихся, автодидактичные материалы, возможность выбора деятельности, педагогический метод наблюдения для работы в зоне актуального и ближайшего развития).

Организаторы практики: тьюторы школы Монтессори МБОУ СОШ «Эврика-развитие», профессора и  доценты ВУЗов:  сотрудники химического факультета ТГАСУ, сотрудники кафедры РКИ (Русский как иностранный) ТПУ,  преподаватели и научные сотрудники факультета иностранных языков, радиофизического факультета, факультета информатики ТГУ. Тьюторанты – учащиеся 9 класса Монтессори-классов МАУ Школы  «Эврика-развитие».

 Цель практики:  формирование и развитие осознанности тьюторантов при осуществлении пробных действий при реализации профессиональных проектов и исследований.

 

 

Проблемы подросткового образования, которые решаются данной практикой:

  • развитие познавательных интересов от работы в организованной Монтессори-среде до использования среды всей школы и выход в город;
  • дальнейшее развитие учебной мотивации, постановка проблемных вопросов в новых предметных областях;
  • переход от работы с учебными проектами к образовательному проектированию;
  • переход от учебно-исследовательских навыков к образовательному исследованию;
  • переход от пассивных профессиональных проб к активным профпробам;
  • дальнейшее развитие способности создавать собственную образовательную траекторию и отвечать за ее результат.

Наша тьюторская практика опирается на следующие базовые ценности:

  • самообразование и саморазвитие;
  • свобода самоопределения тьюторанта;
  • опора на сильные, позитивные стороны личности тьюторанта;
  • принятие проб и рефлексия результативности;
  • равноправие процесса и результата;
  • рефлексия личностного и содержательного результата
  • самопреодоление и расширение тьюторантом зоны комфорта.

Принципы, на которых основана наша тьюторская практика:

  • индивидуализации;
  • избыточности, открытости, вариативности образовательной среды;
  • творческой активности субъектов образовательной среды;
  • образовательной рефлексии.

Специфика реализации практики учитывает психологические особенности современного российского подростка, которые сформировались по ряду причин.

Во-первых, современные подростки – это дети информационного общества, они  способны воспринимать и перерабатывают большие объёмы информации, их скорей надо учить умению отсекать лишнее.

Во-вторых, взрослеющих детей, выходящих в подростковую стадию встречает  интенсивно развитый Интернет. Подростки активно используют его  для коммуникации: ведут онлайн-дневники, общаются через Skype, «сидят» в социальных сетях.

В-третьих, подростковый возраст – это время полового созревания, которое проходит пять этапов: первый связан с изменениями  деятельности щитовидной железы и гипофиза,  второй – с появлением первые признаки полового созревания, изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ, третий – с  активизацией  половых и щитовидной желез внутренней секреции, происходит бурный рост трубчатых и плоских костей, растут сердце и легкие, на четвертом этапе появляются вторичные половые признаки, а к пятому окончательно завершается половое созревание. Наступает анатомическая и физиологическая зрелость.

В-четвёртых, дети решают возрастные задачи усвоения образцов взрослого поведения с построением отношений с другими людьми, переходом к качественно новому типу общения; с нахождением личностного смысла в учении, превращением его в самообразование; с самопознанием, самоопределением, самовыражением.

 

Специфика реализации данной тьторской практики:

– образовательный процесс за пределами школы,

– общение в профессиональном поле,

– выстраивание образовательного пути  на протяженный временной отрезок,

– взятие ответственности за свое образование самим подростком,

– все образование продолжается в плоскости деятельностного  обучения.

 

Для реализации проекта взаимодействия подростков с субъектами высшего образования (ТГУ) была проведена многопозиционная экспертная площадка (МКЭП) представителей (управленцев) школы «Эврика-развитие», школы Монтессори, сотрудников ТГУ, представителей регионального отделения межрегиональной тьюторской ассоциации, учащихся 9 класса школы Монтессори.

Участникам МКЭП была представлена идея взаимодействия учащихся 9 класса, переходного от подростковой к старшей школе, с сотрудниками Томского государственного университета для осуществления реальной профессиональной пробы. Тьюторы школы Монтессори предоставляют возможность учащимся с первого класса проявлять и представлять свои образовательные инициативы. Поддержка инициатив тьюторами и педагогами позволила ребятам на протяжении 8 лет выполнять реальные проекты и исследования.

Представлены результаты учащихся подростковой школы тьюторами и самими учащимися. Подростки вышли на такой уровень проектирования и исследования, при котором они ожидают не только и не столько оценки своих продуктов (вы молодцы, высокий уровень и т.д.), сколько реальной обратной связи от профессионалов, которые реально занимаются  темами и проблемами, интересующими детей.

Представлен опыт сотрудничества школьников с вузами Томска – с ТУСУРом, ТГАСУ и Томским государственным университетом; у тьюторов школы Монтессори и учащихся есть «партизанские», личные отношения, устанавливая которые, они каждый раз заново договариваются с факультетами и кафедрами вузов о сотрудничестве. Различные вузы по-разному откликаются на инициативы школьников, так под руководством научных сотрудников ТУСУРа ребята несколько лет выполняли исследовательские работы (с учетом того, что они были учениками пятых-седьмых классов).

Представлена инициатива взаимодействия с Томским государственным университетом – тьюторская группа школы Монтессори обратилась в ТГУ с инициативой разработать механизм легализации и легитимизации отношений с вузом таким образом, чтобы в университете появилась/обнаружилась структура, которая обеспечит возможность вхождения детей с реальными инициативами – проектами и исследованиями, выполненными на школьном уровне, в контакт с заинтересованными в этом взрослыми. Предположительно это может быть программа взаимодействия ТГУ со школой, в разработке которой примут сотрудники ТГУ, а в дальнейшем она будет рассмотрена на ученом совете и ее подпишут/доработают факультеты и институты ТГУ.

Опыт проектной и исследовательской деятельности старших подростков, претендующий на «взрослое» взаимодействие. В представлении тьютора и репликах учащихся было проявлено, каким образом выстраивалась работа с инициативами подростков в период с 5 по 8 класс:  реальное сотрудничество с ТУСУРом, встраивание в деятельность взрослых и порождение интересов учащихся, выступления на конференциях. Потребность не просто в положительной обратной связи, но и профессиональном отношении к проектам детей.

В практике выделены  следующие этапы:

1 этап (1 месяц, сентябрь)

  1. Проектирование образовательных действий в течение учебного года каждым тьюторантом индивидуально.
  2. Представление индивидуальных образовательных программ, где указано, за счет каких ресурсов можно осуществить задуманное.
  3. Поиск общих мест пересечения индивидуальных программ в группе.
  4. Представление тьютором образовательного кластера города (ресурсной карты), поиск ресурсов тьюторантами для осуществления своих образовательных интересов (формирование личностно-ресурсной карты).
  5. Обнаружение дефицитов: личностных, групповых, в школе, в семье.
  6. Проведение мастер-классов, тренингов профессионалами для презентации образовательной среды.
  7. Составление плана освоения образовательных ресурсов города.
  • этап (1 месяц октябрь)
  1. Ознакомление с образовательными ресурсами города и самоопределение.
  • этап (4 месяца ноябрь – февраль)
  1. Осуществление длительной образовательной пробы.
  • этап (2 месяца март-апрель)
  1. Представление полученного продукта в школе и на городских региональных, межрегиональных конференциях.
  2. Рефлексия эффективности деятельности и перспективизация.

 

Тьютором в ходе практики использовались методы исследования и проектирования, технология тьюторского сопровождения, технология дебатов, педагогическая технология Марии Монтессори. Ресурсы, использованные для осуществления практики:

  • для формирования образовательного кластера города – личные, семей тьюторантов, выпускников школы;
  • для осуществления образовательных проб – ВУЗы города – ТГАСУ, ТГУ, ТГПУ.

Поддерживать реализацию интереса тьюторанта, если возможность его реализации не  предусмотрена в данной организации, особое действие тьютора. Из опыта данной практики – самым продуктивным шагом оказалось поиск ресурсных мест в организации. Так, например, для длительных исследований необходимо время для проведения множественных экспериментов и подростки могут осуществлять исследовательские пробы, взять на себя роль лаборантов и т.д. высвобождая время исследователя. Подростки могут обрабатывать, классифицировать полученные результаты.

Представленная практика содержит цикличность двух кругов (малый и большой). Малый круг имеет протяженность 1 год. Большой круг не менее 4 лет. Практика предусматривает начало работы с учениками 5-6 класса. На каждом этапе происходит постепенное формирование компетентностей и разного опыта образовательного продвижения:

 

5-6 класс

  • выбор направления исследований, времени работы, партнера, формата образовательной пробы в представленном тьютором образовательном поле школы (рамки для выбора сужены тьютором);
  • освоение новых (работа в паре с мастером, исследовательские формы работы) форм деятельности;
  • проживание этапов исследовательской деятельности, реализуемых в школе;
  • выход за рамки предметного содержания школьного образования;
  • пробы рядом с мастером в его профессиональном поле.

 

6-7 класс

  • выбор направления исследований, времени работы, партнера, формата образовательной пробы в представленном образовательном поле (рамки для выбора расширены тьютором);
  • применение освоенных форм деятельности, знакомство с новыми формами;
  • определение собственного интереса в образовательном процессе.

 

7-8 класс

  • появление заказа на образование (углубление отдельных предметных областей, ранжирование значимости учебных предметов, предложение новых форм образовательного процесса педагогам-предметникам);
  • работа со своими ресурсами и дефицитами;
  • представление проектов, созданных на основе исследовательских работ, за рамками школы (конференции разного уровня);
  • самостоятельное использование предложенных средств и ресурсов образования.

 

8-9 класс

  • формирование образовательного заказа;
  • проектирование собственной образовательной деятельности на год;
  • становление способности изменять образовательную среду под свой запрос;
  • способность проектировать своё образовательное действие в условиях ограниченных ресурсов;
  • умение работать в ситуации неопределенности, в условиях постоянно изменяющейся образовательной среды;
  • способность передавать накопленные знания, формы работы и опыт для решения личных образовательных задач.

 

Представленная практика была апробирована в течение пяти лет (на группе детей с 5 по 9 класс).

 

 

 

 

 

 

 

 

Координатор страницы Монтессори-педагогики

Крапивец Елена Анатольевна

Крапивец Елена Анатольевна

krapivetz.ru@yandex.ru

Образование:

  • Томский Государственный Университет, филологический факультет, 1996 год.

Место работы:

  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Эврика-развитие», г. Томск, тьютор начальных классов монтессори.

Профессиональные интересы:

  • Интеграция современных образовательных технологий в практическую деятельность тьютора
  • Разработка и методическое описание автодидактических материалов для самостоятельной работы
  • Технология тьюторского сопровождения в условиях средовой педагогики
  • Организация рефлексивной деятельности младших школьников в образовательном событии
  • Образовательный туризм.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости