Суббота
5 ИюнОбразовательный проект «Музей моего класса»
В последней четверти 2021 года в МАОУ Школе «Эврика-развитие» состоялся общешкольный тьюторский проект «Музей моего класса». Тьюторы начальных классов спроектировали его вместе, и результаты проекта оказались удивительными! Теперь немного поподробнее о том. Как это было.
Ученики начальной школы любят собирать коллекции. По наблюдениям этологов, коллекционирование — важный этап формирования мышления. Но в урочном пространстве желание детей поделиться своими сокровищами, рассказать о них или обменяться, подчас невозможно. Заметив стойкий интерес детей к медалям, монетам, ракушкам и т.д. педагоги классов Монтессори решили развернуть проект «Музей класса». Ниже мы представляем этапы нашего проекта, проведенного в рамках внеурочной деятельности.
Подготовительный этап. Детям было предложено принести на занятия интересные предметы, которые хранятся дома и узнать истории их появления в семье. Предметы были самые разные: и раковины моллюсков, и старинная подкова, дедушкины ордена, кость древнего животного (шерстистого носорога), детский рисунок мамы и т. д. У каждого ребенка была возможность поделиться историей своего предмета. На следующее занятие мы пригласили специалиста — музеолога Межакову Ларису Николаевну. Она пришла с экспонатами авторской выставки, посвященной старообрядцам и предложила детям различить экспонаты по качеству музейный/немузейный.
Вопросы взрослого помогли детям определить основное отличие: музейный экспонат уже не используется в быту, его хранят как память. Дети определили и особенность выставки: она посвящена одной теме. Дети предложили голосованием определить темы выставок в каждом из трех наших классов. Активные группы ребят провели презентации о том, какие выставки могли бы быть, а потом ребята выбирали одну. Темами стали: «Подводный мир», «Музей древних существ», «Музей семейных реликвий». В каждом музее выбрали директора, эксурсоводов, дизайнеров, билетеров, а все ребята стали научными сотрудниками. И работа закипела.
Основной этап проекта
На каждый принесенный на выставку экспонат заполнялся «Паспорт музейного предмета». Это наша авторская разработка, которая помогает ребенку через описание своего экспоната, через вопросы вычленить его культурную и историческую ценность. Такая форма помогает включить родителей в процесс, выявляя для ребенка ценности и взгляды семьи. Кроме того, дети изготавливали красивые этикетки к каждому предмету, составляли текст-описание, чтобы экспонаты «говорили со зрителями» и без присутствия хозяев.
Важной командной работой была задача по классификации экспонатов. Особенно ярко это было заметно по формированию «Музея древних существ». Ребята «перевернули» несколько энциклопедий, распределяя свои модели, макеты и окаменелости по временным периодам (палеозой, мезозой, кайнозой). В других музеях распределение шло по темам. Дети прожили «взрослые» роли, ведь учителя сознательно не организовывали их и не направляли. Ребята говорили: «Как оказывается сложно находить, из какого времени эта окаменелость», «Трудно быть взрослым, ведь я не знаю, что должен делать», «А это сложно, оказывается — описывать экспонаты», «А как директору заставить всех выполнять свою работу?».
На этом этапе дети продумали дизайн выставки. Заготовили афиши и плакаты, особый значок экскурсовода, разноцветные ткани для столов под экспонаты, украшения стен. Теперь дело оставалось за экскурсоводами. Ребята тщательно готовились. Подготовку текстов учителя отдали детям, именно они ходили и опрашивали каждого, что именно надо рассказать про его предмет. Фиксировали себе информацию, и уже этот текст обсуждали с учителем. Приготовили мы и видеоэкскурсии, чтобы родители, увлеченные этой темой, тоже увидели результаты работы детей.
День открытых дверей состоялся, и через музеи прошло несколько других классов. От экскурсии к экскурсии ребята понимали свои недочеты и учитывали их. Экскурсоводы периодически менялись, поняв, какая это большая нагрузка. После этого наши экспонаты мы разместили в витринах в холле школы, чтобы их могли увидеть все приходящие в нашу школу.
Результаты проекта дети представили на региональной конференции «Диалоги с Сократом».
Ни один ребенок не остался в стороне! Ребятишки, обучающиеся по адаптированным программам с удовольствием занимались билетами, макетами и дизайном музеев. Активные ребята смогли полностью погрузиться в свой интерес и реализовать его. Работа нашлась каждому, и классы стали более сплоченными.
По окончании проекта мы предложили ребятам написать текст-рефлексию от лица одного из музейных экспонатов. И вот что у них получилось:«Привет, я карточка со временем, на меня смотрят, когда в музей приходят группы людей. Я помогаю людям узнать историю» Маша, 3 класс
«Я – старая ржавая подкова. Лежу и не понимаю, зачем на меня смотрят. Ничего себе, оказывается, я очень нужна в музее. Когда-то я очень поморгала людям и лошадям. Меня сделал мастер-кузнец» Ярослава, 1 класс
«Я — макет рыбы. Меня создали Вероника и Эвелина. Они много надо мной мучились: вырезали из фетра. Делали липучки, крепили мои внутренние органы и продумывали, как меня лучше сделать. Ну, все, меня зовут в музей». Эвелина,, 2 класс
Проект создания музея класса – богатая возможность ребенку через свой личный предмет, принесенный из дома, прикоснуться к истории своей семьи, удивиться красоте мира и понять как важно сохранить память и культуру своей страны. Тьюторы же увидели в нем огромные ресурсы, помогающими детям реализовать свои интересы и представить продукты своего труда ребятам из других классов, родителям и другим гостям школы.
Авторы публикации – тьюторы начальных классов Монтессори МАОУ школы “Эврика-развитие” г. Томска Шаляпина Ольга Олеговна и Крапивец Елена Анатольевна.