Как померить учебную самостоятельность ребенка? На этот вопрос тьюторы начальных монтессори- классов школы «Эврика-развитие» г. Томска искали ответ вместе с учениками.
 /  Монтессори-педагогика / Как померить учебную самостоятельность ребенка? На этот вопрос тьюторы начальных монтессори- классов школы «Эврика-развитие» г. Томска искали ответ вместе с учениками.

Как померить учебную самостоятельность ребенка? На этот вопрос тьюторы начальных монтессори- классов школы «Эврика-развитие» г. Томска искали ответ вместе с учениками.

Идея такого проекта по измерению самостоятельности родилась во время очередного дистанта, который случился во 2 четверти 2021 г.. Чтобы сохранить самостоятельное движение по  учебной траектории на эти две недели, тьюторы предложили  детям   исследование  своей самостоятельности. Вот как это было.

На онлайн-тьюториале мы показывали видеоролики трехлетних детей, которым не составляет труда на открытом огне приготовить обед, испечь печенья и т.д…. Такой вызов оказался хорошим провокатором деятельности детей. Каждый проговорил, чему бы он хотел научиться, чтобы стать более взрослым.  Первоклассники   изучали возможности самостоятельности в быту: обращались к родителям с просьбой научить  их лепить пельмени, ходить за покупками, стирать и убирать дом, изучали в интернете рецепты приготовления блюд.  В чатах, на онлайн-встречах дети постоянно делились достижениями, выкладывали видео со своей работой по дому. Родителей очень вдохновила энергия детей, с которой они проявляли инициативу. «Детей как подменили», « я и не представлял, как многому может научиться мой сын», «Мы так боялись дистанта, что ребенок уйдет в компьютерные игры», – читали мы в чатах обратную связь от удивленных родителей. А дети говорили: «когда родители позволяют мне попробовать  сделать что-то взрослое, я почувствовал, что они мне доверяют», «я понял, что я многое уже могу и многому еще получится научиться».

Ученикам 3 и 4 класса тьюторы предложили померить  учебную самостоятельность по шкалам. Опираясь на диссертацию «Развитие самостоятельности в начальных классах монтессори школ»  Елены Прокофьевой (https://instrao.ru/images/Podgotovka_kadrov/Dissertants/Prokofieva/Prokofieva_EN_avt.pdf), тьюторы поделились с ребятами 3 важными составляющими самостоятельности: эмоциональной, познавательной и волевой.  Не секрет, что легко учиться тому, кто эмоционально увлечен, заинтересован знанием, умеет рефлексировать и понимает,  для чего он учится. Это и есть эмоциональная составляющая самостоятельности. Обсуждая эту тему, ребята понимали, что «если у меня низкая эмоциональная вовлеченность, то мне и важно присутствие взрослого, который меня вдохновляет. Что это не лень и не глупость, а потерянный интерес к занятию». Познавательная самостоятельность отражает уровень логического мышления ребенка: помогает понять области своего незнания, рассуждать  и задавать вопросы, а затем искать на них ответы. Большинство ребят ставили себе высокий уровень познавательной  самостоятельности. Действительно, возраст начальной школы – возраст вопросов и ответов. Но многие дети отмечали, что им часто нужен взрослый для того, чтобы понять, что еще можно открыть в изучаемой теме.

Тема волевой самостоятельности оказалась самой интересной и дискуссионной. Здесь мы вышли на такие понятия, как автономность, самоконтроль и ответственность. Автономного ученика мы  определили, как такого, кто сам инициирует свою деятельность, берет на себя лидерские функции, подбирает себе задания подходящего уровня сложности. По сути, он является субъектом своего образования. Человек с развитой функцией самоконтроля может справиться с нежеланием доделывать работу до конца, со скукой и разочарованием. Ребята описывали самоконтроль,  как то чувство ответственности, которое помогает довести дело до конца.

Проанализировав на отдельных шкалах  свои возможности к разным составляющим самостоятельности, детям стало понятней, что им мешает, а что помогает учиться. «Оказывается, я хорошо умею выполнять задание, но мне трудно его выбрать и сосредоточиться на работе», «Я понял, что я не лентяй. Просто интерес к жизни других у меня сильнее, чем интерес к собственной работе». Один ребенок с ОВЗ оценил себя по шкалам  с большим преувеличением. Но удивительно, что выйдя в класс после дистанта,  со временем он стал ближе к тому воображаемому образу, который для себя нарисовал и стал реально более самостоятельным. Так же неожиданным для тьюторов оказалось то, что дети начали придумывать свои шкалы, по которым анализировали самостоятельность в выполнении домашних дел, спортивные достижения, осмысленность чтения и т.д.

Интересны были реакции родителей. Большинство из них, познакомившись  со шкалами самостоятельности, говорили, что даже их коллеги по работе не имеют высокого уровня рефлексии или познавательной вовлеченности, не умеют рассуждать про это и предпочитают действовать «на автомате». Наблюдая и делясь в чатах о том, что дети в свободной деятельности дома, проявляли инициативу, зрелость суждений, самостоятельность в выполнении заданий, подготовке докладов,    поняли, что даже дистант можно провести с пользой без тотального контроля отсутствующих взрослых.

Кейсом поделились тьюторы классов Монтессори школы «Эврика-развитие» г. Томска Крапивец Елена, Шаляпина Ольга

Координаторы страницы Монтессори-педагогики

Крапивец Елена Анатольевна

Крапивец Елена Анатольевна

krapivetz.ru@yandex.ru

Образование:

  • Томский Государственный Университет, филологический факультет, 1996 год.

Место работы:

  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Эврика-развитие», г. Томск, тьютор начальных классов монтессори.

Профессиональные интересы:

  • Интеграция современных образовательных технологий в практическую деятельность тьютора
  • Разработка и методическое описание автодидактических материалов для самостоятельной работы
  • Технология тьюторского сопровождения в условиях средовой педагогики
  • Организация рефлексивной деятельности младших школьников в образовательном событии
  • Образовательный туризм.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости