Юбилейная 30-я сессия проекта «Соседство» состоялась с 4 по 8 сентября 2023 г. во Владивостоке!
 /  Монтессори-педагогика / Юбилейная 30-я сессия проекта «Соседство» состоялась с 4 по 8 сентября 2023 г. во Владивостоке!

Юбилейная 30-я сессия проекта «Соседство» состоялась с 4 по 8 сентября 2023 г. во Владивостоке!

Образовательные сессии данного проекта два раза в год проходят в разных городах нашей страны.
5 дней, 150 участников из 7 городов России
Соседи изучали город на воде, в воздухе и под землёй.
*Отправились на аэродром, летать на воздушном шаре, изучать парапланы и самолёты.
* Спускались в глубины с тайнами фортов и бомбоубежищ, собирали ключи Форд Боярда.
*Исследовали город, флору и фауну Приморского края.
Школьников ждали:
– профессионалы города Владивостока – биологи, историки, океанологи, судостроители, яхтсмены, парапланеристы и многие другие;
– образовательные игры, загадки города, реальные задачи, исследования и расследования;
– пробы себя в разных профессиях и науках;
– ноогеновские и инженерные задачи;
– удивительное Японское море и его острова;
– радость общения со старыми и новыми друзьями.

О подростках, их участии в проекте и тьюторском сопровождении стоит поговорить отдельно. В первые годы реализации проекта на нём не было подростков, участниками были только ребята начальной школы. Прошло несколько лет, и ребята выросли. У них появились новые интересы, но с проектом они расставаться не захотели. Так появилась орггруппа проекта – ребята, которые помогали на проекте взрослой части команды всем, чем могли. Проводили зарядку, обеспечивали процессы нужными материалами, организовывали питание и т.д. Шло время и команда проекта поняла, почему подростки стремятся на проект – мы давали им возможность делать настоящее ответственное действие. Оказалось, что на большом сложносочинённом проекте есть место для личностных проб, их выбор и содержание велико, и они интересуют подростков. Так появился Колледж реальных проб. Факультеты Колледжа как вытекают из сути проекта (всегда нужны фотографы и видеооператоры, нужны журналисты, которые будут брать интервью у профессионалов и участников, нужны тьюторы для младших ребят, менеджеры, организующие текущие процессы), так и появляются из интересов взрослых (есть возможность сделать запрос на факультет и подросткам, но пока этой возможностью никто не воспользовался). Так появились факультеты игрофикации, педагогического дизайна и оформления пространства.
Содержание факультета проектируется как взрослыми, так и «опытными» подростками, которые участвовали в проекте уже много раз. Взрослыми задаются такие параметры как поступление в Колледж через выполнение задания для подтверждения серьёзности намерений, возможность простраивать в рамках сессии свой собственный маршрут, обязательность повышения выбранного мастерства через встречу с профессионалом, участие в мастер-классах, обязательность пробного действия и его рефлексия. Молодым поколением разрабатывается рефлексия для «студентов» Колледжа, в последнее время старшие (с 8 класса) подростки заявляются на роль деканов факультетов и обеспечивают их содержательное наполнение. Старшими подростками разработана критериальная система оценивания работы на факультете, зачётные книжки, ранговая система поощрения. Взрослая часть команды обеспечивает безопасность пространства проб, рефлексию вносимых старшими подростками новшеств.
Работа тьюторов на проекте никогда не завершается – нам всегда есть, что проанализировать, о чём подумать и поспорить. Одно остаётся неизменным – мы доверяем подросткам и готовы работать с ним бок о бок.

Отзывы родителей
Елизавета Азовцева, мама Маши, ученицы 7 класса школы «Эврика-развитие» г. Томск:
«Как же я счастлива за дочь, рада таким возможностям, которые дает ей этот проект и его организаторы.
Маша уже подросток, в началке она была участником и гостила, принимала гостей. Теперь она в колледже проб (= учится выполнять задачи от и до, учится быть организатором, учится самостоятельно проводить мероприятие) является частью организаторов, копит баллы за свои задачи и прокачивает софт- скилы.
Эта поездка – просто бомба по насыщенности.
Владивосток сам по себе интересен, а тут дети где только ни побывали :
В Японском море
В крутейшем океанариуме
В воздухе: воздушный шар и полеты на параплане
В подземелье: форты и их тайны, даже сами придумали свой вариант игры Форт-Боярд,
В океане на острове.
Ну и конечно семьи, экскурсии, рефлексия и бортовой журнал участника.
Золотарева Евгения, мама Вари, ученицы 6 класса школы «Эврика-развитие» г. Томска:
“Участие в Соседстве – 29 для моей дочери Вари было очень результативным. Приехала безмерно довольная собой, уставшая и повзрослевшая. Был пережит замечательный опыт на преодоление внутренних трудностей, познание скрытых личностных качеств и раскрытие глубинных резервов. Варя поставила перед собой ряд задач, которые ей удалось довести до конца и получить заветный результат! Почему я так радуюсь за неё? Да, потому что она пять лет к этому шла… Были пережиты и избегание сложных задач, и страх обращаться за помощью, затем чрезмерное злоупотребление этой помощью, без возможности найти и опереться на свой внутренний ресурс, море дел, идей начатых, но так и недоведенных до конца… И все как бы вскользь, без погружения, на поверхности, потому что так проще, менее энергозатратно, вдруг не справлюсь… В итоге позитивного опыта преодоления, ситуаций, где она проявила бы упорство, силу духа мало. А следовательно опереться в развитии не на что, да и развиваться без веры в свои силы очень сложно.
А тут случилось! Поверила, разглядела в себе доселе скрытые резервы и качества и явила их миру Я очень благодарна пространству проекта, за эту энергию, знания, опыт, интерес, свободу выбора, поддержку Каждый участник возьмёт по потребностям”.

На проекте уже традиционно проходит стажировка по тьюторской и событийной технологиям для педагогов. Более подробно о проекте на сайте: http://sosedstvo-school.ru/
Авторы материала: Крапивец Елена,Трухина Алена и Евстигнеева Ирина , организаторы проекта «Соседство», тьюторы школа «Наши Пенаты», г. Москва, МАОУ Школы “Эврика-развитие”, г. Томск

Координатор страницы Монтессори-педагогики

Крапивец Елена Анатольевна

Крапивец Елена Анатольевна

krapivetz.ru@yandex.ru

Образование:

  • Томский Государственный Университет, филологический факультет, 1996 год.

Место работы:

  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Эврика-развитие», г. Томск, тьютор начальных классов монтессори.

Профессиональные интересы:

  • Интеграция современных образовательных технологий в практическую деятельность тьютора
  • Разработка и методическое описание автодидактических материалов для самостоятельной работы
  • Технология тьюторского сопровождения в условиях средовой педагогики
  • Организация рефлексивной деятельности младших школьников в образовательном событии
  • Образовательный туризм.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости