Суббота
8 СенИз опыта сетевого тьютора-интерна
Автор: Крапивец Елена
Прошел ровно год с того момента, как я решилась на этот шаг: стать тьютором – интерном Общественно-профессиональной сетевой интернатуры для учителей развивающего обучения и тьюторов.
– Зачем мне это надо? – Этот вопрос задавала себе много раз. Имею достаточно большой опыт тьюторского сопровождения в начальных классах Монтессори, являюсь региональным экспертом Тьюторской ассоциации.
Мой вызов состоял в том, как я, уже владея инструментами очного тьюторского сопровождения, смогу простроить сложные отношения: тьюторант – родитель – педагоги – детский коллектив сетевой школы в чуждом мне онлайн-пространстве, в другом формате организации жизни, в котором так физически далек от тебя человек. Когда на первый план выходит письменная коммуникация, и часто не видишь глаз ребенка. Как тьютору, мне было важно пронаблюдать, могут ли используемые в опыте технологии и инструменты работать в условиях дистанта. Также было очень интересно познакомиться с новыми инструментами индивидуального онлайн-сопровождения, которые я смогу использовать в своей обычной тьюторской практике. И, наконец, ежегодное участие в Летних Университетах Тьюторства позволило мне увидеть большой ресурс от сотрудничества с Межрегиональной Тьюторской Ассоциацией и Ассоциацией Специалистов Развивающего Обучения.
И вот начались многочисленные онлайн- встречи. Очень ресурсными были еженедельные тьюторские семинары, на которых мы обсуждали важные текущие вопросы и планировали образовательные события. Это было место взаимопомощи и поддержки. Огромная благодарность Татьяне Александровне Климовой, которая по-тьюторски профессионально сопровождала и координировала нашу работу, а также всем моим коллегам-интернам, всегда готовым к сотрудничеству. Опыт проведенеия онлайн-тьюториалов оказался для меня очень важным. Новым опытом стали навигация ребенка в пространстве онлайн-школы, работа с картой интересов, совместная работа с разными видами календарей, сопровождение ребят в онлайн-событиях, рефлексия в дистанте, групповые и парные тьюториалы. Основной метод – наблюдение за ребенком в свободной деятельности, который обычно использую в своей практике, в дистанте не работает в полной мере, тогда на первый план выходит сбор и анализ информации по ребенку от разных субъектов. Итогом нашей работы стало создание кейсов, работа с которыми принесла много открытий. Новым опытом стала письменная коммуникация с педагогами, ведущими разные курсы, по поводу тьюторантов, обсуждение в онлайн-микропедсоветах их успехов и трудностей, поиск путей дальнейшей совместной работы с ними. Впервые в опыте сопровождения родителей активно использовала письма, в которых подводила итоги прошедшего с ребенком тьюториала, сообщала о дальнейших шагах и давала рекомендации о помощи, которая может понадобиться ребенку.
Итогом года стало организованное тьюторами событие «Парк интересов», на котором тьюторы, педагоги и ребята из разных уголков мира проводили мастер-классы для родителей, педагогов и ребят.
Сомнения в том, что онлайн-формат сложен для выстраивания сопровождения с ребенком, к концу года исчезли. Современные дети – другие, легко и гораздо быстрее нас овладевают новыми форматами и эффективно в них образовываются. Мое главное открытие в работе онлайн-тьютора – это то, что мир без границ, и, школа может быть везде, несмотря на большие расстояния между людьми, мы можем сотрудничать в разных средах интересно, эффективно, профессионально. Современная цифровая среда – среда адаптивного образования, в которой есть очень много возможностей для простраивания индивидуальных образовательных маршрутов. Конечно, это только первый шаг в овладении цифровым пространством, но он дает мне мощный стимул двигаться дальше в освоении современных образовательных технологий.
Огромная благодарность за бесценный опыт тьюторского сопровождения в сетевых форматах в режиме интернатуры Татьяне Михайловне Ковалевой и Алексею Борисовичу Воронцову .