Использование организованной рефлексии в начальных классах Монтессори МАОУ Школы «Эврика-развитие» г. Томска.
 /  Монтессори-педагогика / Использование организованной рефлексии в начальных классах Монтессори МАОУ Школы «Эврика-развитие» г. Томска.

Использование организованной рефлексии в начальных классах Монтессори МАОУ Школы «Эврика-развитие» г. Томска.

В возрасте 6-9 лет у ребенка  формируется способность к рефлексии собственной деятельности. Тьюторы классов Монтессори школы «Эврика-развитие» на рефлексивных кругах , а  также на внеурочной деятельности «Мастерская письма» организуют разнообразные форматы для устной и письменной, коллективной и индивидуальной рефлексивной деятельности тьюторантов.

Какие сферы существования рефлексивных процессов важно охватить в данном возрасте? Обратимся к ним.

  1. Экспрессия переживаний, впечатлений, эмоций

Любое образовательное событие вызывает у детей разные эмоции, и не всегда позитивные. Каждому ребенку необходимо снимать это накопившееся эмоциональное напряжение. Обычно, это отмечается на начальном этапе проекта и на этапе его завершения. Здесь можно использовать задания по рисованию образов. Например: «Нарисуй смайлик, отражающий твое настроение, прокомментируй его» или «Опиши свое настроение».

Также в каждом проекте у ребенка обязательно возникают точки удивления.  У каждого они разные, поэтому важно их фиксировать и осмыслять при помощи вопросов: «Что сегодня меня больше всего удивило? Что мне больше всего понравилось? Почему я не могу забыть?»

  1. Работа с оцениванием себя, своей образовательной деятельности

В начале каждого учебного года каждый ученик в монтессори-классах совместно с тьютором и родителем выбирает, какие события внеурочной деятельности ему важно посетить. Понять про это ему может помочь вопрос: «Чему бы я хотел научиться в этом году?» 

В конце каждой четверти и учебного года каждый ученик класса собирает портфолио,  рефлексирует  на разные темы, помогающие ему оценить свою работу,  свое участие в разных образовательных событиях. Например, задания могут звучать так: «Какие качества мне помогли преодолевать трудности в этом году?  Напиши о своих достижениях в этой четверти. Каким ты видишь следующий шаг в своем образовании? Что тебе помогало в твоем образовании?»

  1. Систематизация знаний, осознавание  их значимости для себя

Ребенку важно качественно осмыслять и описывать события, в которых он участвовал, совершал пробы и открытия, ему предлагается поразмышлять над следующими вопросами:  «Напиши 5 интересных фактов, которые тебе запомнились из рассказа экскурсовода»,  «Напиши письмо другу, в котором ты  расскажешь ему о своем походе», «Если бы ты был режиссером фильма про события 3 четверти, какие сцены ты бы выбрал для съемки».

При помощи таких вопросов   педагог может наблюдать  степень включенности каждого в событие, проанализировать, какой след оставило в ребенке то или иное событие, заинтересовало ли его.

  1. Понимание про себя, формирование картины мира

Через рефлексивные тексты ребенок не просто понимает про себя, но и формирует свою картину мира. На внеурочной деятельности «Мастерская письма» ребенку время от времени предлагается поразмышлять на «взрослые» философские темы о дружбе, о свободе, о науке. При этом педагог зачитывает рассуждения на эти темы интересных знаменитых людей, также наравне с детьми пишет свой текст на эту тему. Здесь очень важно получить совместное переживание, услышать размышления каждого, увидеть разные «зеркала».

  1. Формирование образа будущего, самоопределение

Совершая различные пробы, наблюдая работу профессионалов в разных проектах, на экскурсиях, олимпиадах, ребенок видит разных интересных взрослых, представляет себя на их месте.

Например,  после выступления на  научно-исследовательской конференции «Диалоги Сократа»  с темой: «Исследования человека», ребята отвечали на вопрос: «Какими качествами должен обладать ученый? Какие из перечисленных качеств есть у тебя?»

Кроме того, рефлексивные тексты детей являются важным  инструментом, помогающим педагогу увидеть степень включенности ребенка в деятельность, проявить интерес, инициативу тьюторанта.

Возможности применения рефлексивных заданий  для сопровождения детей в разных образовательных событиях

В таблице перечислены разные виды деятельности и формы занятий, в которых важной составляющей является рефлексивная деятельность.

       Виды деятельности                            Примеры
Воспитательая работа. Программа группы продленного дня Экскурсии, тематические походы по городу, праздники.
Внеурочная деятельность

 

«Мастерская письма», «Интеллект», «Шахматы», «Исторические погружения»
Разные формы уроков

 

«Уроки на природе», свободная работа, тестирование, урок в лаборатории.
Конкурсы, конференции, олимпиады

 

Городской шахматный турнир «Белая ладья», Областной конкурс ОГУ РЦРО «Мой город. Мое село».
Тьюторские проекты «Университет», «Семейная олимпиада», «Путь хлеба», «Воздушный змей», «Лицейский бал».

Материал предоставил руководитель творческой группы Монтессори-педагогики МАОУ Школы «Эврика-развитие», региональный эксперт МТА  Крапивец Елена Анатольевна.

Координатор страницы Монтессори-педагогики

Крапивец Елена Анатольевна

Крапивец Елена Анатольевна

krapivetz.ru@yandex.ru

Образование:

  • Томский Государственный Университет, филологический факультет, 1996 год.

Место работы:

  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Эврика-развитие», г. Томск, тьютор начальных классов монтессори.

Профессиональные интересы:

  • Интеграция современных образовательных технологий в практическую деятельность тьютора
  • Разработка и методическое описание автодидактических материалов для самостоятельной работы
  • Технология тьюторского сопровождения в условиях средовой педагогики
  • Организация рефлексивной деятельности младших школьников в образовательном событии
  • Образовательный туризм.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости