Среда
6 ЯнвИспользование организованной рефлексии в начальных классах Монтессори МАОУ Школы «Эврика-развитие» г. Томска.
В возрасте 6-9 лет у ребенка формируется способность к рефлексии собственной деятельности. Тьюторы классов Монтессори школы «Эврика-развитие» на рефлексивных кругах , а также на внеурочной деятельности «Мастерская письма» организуют разнообразные форматы для устной и письменной, коллективной и индивидуальной рефлексивной деятельности тьюторантов.
Какие сферы существования рефлексивных процессов важно охватить в данном возрасте? Обратимся к ним.
- Экспрессия переживаний, впечатлений, эмоций
Любое образовательное событие вызывает у детей разные эмоции, и не всегда позитивные. Каждому ребенку необходимо снимать это накопившееся эмоциональное напряжение. Обычно, это отмечается на начальном этапе проекта и на этапе его завершения. Здесь можно использовать задания по рисованию образов. Например: «Нарисуй смайлик, отражающий твое настроение, прокомментируй его» или «Опиши свое настроение».
Также в каждом проекте у ребенка обязательно возникают точки удивления. У каждого они разные, поэтому важно их фиксировать и осмыслять при помощи вопросов: «Что сегодня меня больше всего удивило? Что мне больше всего понравилось? Почему я не могу забыть?»
- Работа с оцениванием себя, своей образовательной деятельности
В начале каждого учебного года каждый ученик в монтессори-классах совместно с тьютором и родителем выбирает, какие события внеурочной деятельности ему важно посетить. Понять про это ему может помочь вопрос: «Чему бы я хотел научиться в этом году?»
В конце каждой четверти и учебного года каждый ученик класса собирает портфолио, рефлексирует на разные темы, помогающие ему оценить свою работу, свое участие в разных образовательных событиях. Например, задания могут звучать так: «Какие качества мне помогли преодолевать трудности в этом году? Напиши о своих достижениях в этой четверти. Каким ты видишь следующий шаг в своем образовании? Что тебе помогало в твоем образовании?»
- Систематизация знаний, осознавание их значимости для себя
Ребенку важно качественно осмыслять и описывать события, в которых он участвовал, совершал пробы и открытия, ему предлагается поразмышлять над следующими вопросами: «Напиши 5 интересных фактов, которые тебе запомнились из рассказа экскурсовода», «Напиши письмо другу, в котором ты расскажешь ему о своем походе», «Если бы ты был режиссером фильма про события 3 четверти, какие сцены ты бы выбрал для съемки».
При помощи таких вопросов педагог может наблюдать степень включенности каждого в событие, проанализировать, какой след оставило в ребенке то или иное событие, заинтересовало ли его.
- Понимание про себя, формирование картины мира
Через рефлексивные тексты ребенок не просто понимает про себя, но и формирует свою картину мира. На внеурочной деятельности «Мастерская письма» ребенку время от времени предлагается поразмышлять на «взрослые» философские темы о дружбе, о свободе, о науке. При этом педагог зачитывает рассуждения на эти темы интересных знаменитых людей, также наравне с детьми пишет свой текст на эту тему. Здесь очень важно получить совместное переживание, услышать размышления каждого, увидеть разные «зеркала».
- Формирование образа будущего, самоопределение
Совершая различные пробы, наблюдая работу профессионалов в разных проектах, на экскурсиях, олимпиадах, ребенок видит разных интересных взрослых, представляет себя на их месте.
Например, после выступления на научно-исследовательской конференции «Диалоги Сократа» с темой: «Исследования человека», ребята отвечали на вопрос: «Какими качествами должен обладать ученый? Какие из перечисленных качеств есть у тебя?»
Кроме того, рефлексивные тексты детей являются важным инструментом, помогающим педагогу увидеть степень включенности ребенка в деятельность, проявить интерес, инициативу тьюторанта.
Возможности применения рефлексивных заданий для сопровождения детей в разных образовательных событиях
В таблице перечислены разные виды деятельности и формы занятий, в которых важной составляющей является рефлексивная деятельность.
Виды деятельности | Примеры |
Воспитательая работа. Программа группы продленного дня | Экскурсии, тематические походы по городу, праздники. |
Внеурочная деятельность
|
«Мастерская письма», «Интеллект», «Шахматы», «Исторические погружения» |
Разные формы уроков
|
«Уроки на природе», свободная работа, тестирование, урок в лаборатории. |
Конкурсы, конференции, олимпиады
|
Городской шахматный турнир «Белая ладья», Областной конкурс ОГУ РЦРО «Мой город. Мое село». |
Тьюторские проекты | «Университет», «Семейная олимпиада», «Путь хлеба», «Воздушный змей», «Лицейский бал». |
Материал предоставил руководитель творческой группы Монтессори-педагогики МАОУ Школы «Эврика-развитие», региональный эксперт МТА Крапивец Елена Анатольевна.