22-24.08 Томский августовский образовательный салон
 /  Монтессори-педагогика / 22-24.08 Томский августовский образовательный салон

22-24.08 Томский августовский образовательный салон

С 22-24 августа в Томске прошел Томский августовский образовательный салон — это масштабное мероприятие для обсуждения результатов и перспектив реализации ключевых направлений развития региональной системы образования, формирования в обществе положительного имиджа системы образования Томской области, а также создания ресурсного портфеля инновационных разработок для дальнейшего использования и тиражирования.

Здесь на дискуссионной площадке «Неформальное образование: место, роль, возможности…»  представляли свои пространства представители бизнеса и разных школ области.  Монтессори-педагоги МБОУ СОШ «Эврика-развитие»  представили доклад на тему:   «Взаимодействие тьютора и профи для создания образовательного поля»( на материале межрегионального образовательного проекта «Соседство»).

Подробнее….

Наши наблюдения показывают, что чаще всего городская среда приспособлена и ориентирована на удовлетворение простейших потребностей ребенка: музеи, клубы, спортивные и развивающие центры развлекают, обучают, дают пищу для впечатлений. Но это не раскрывает перед ним целостность мира, не помогает построить образ будущего себя в этой среде.

В прошлом традиционном обществе  ребенок был включен в обеспечение жизни через совместный труд своей семьи и ясно представлял себе сферу занятий своих родных, видел перспективы своего будущего.

В наше время дети и взрослые живут в отдельных «черных ящиках», иллюзорно представляя жизнь друг друга и задачи, которые те и другие решают каждый в своем мире. Миры детей и взрослых разноположены, разорваны, не пересекаются.  Школьная жизнь и родительская жизнь существуют параллельно. И тем и другим трудно представить себя за зеркалом своей реальности.

В итоге, выходя во взрослую жизнь, ребенок не представляет, что его там ждет, ведь он не в курсе, чем реально занимаются взрослые. Поэтому часто дети мифологически отвечают на вопросы о своем профессиональном будущем: «заменю своего отца на посту директора», «буду нефтяником и заработаю много денег, как мой дядя», «поеду в экспедицию и выйду замуж, как мама». Такие дети судят о профессии, наблюдая не саму деятельность, а в лучшем случае ее результат, продукт.

Но что, если мы откроем ребенку и взрослому другой мир, в котором им обоим интересно, в котором обе стороны активны, и между ними происходит взаимный обмен? Мир, в котором и взрослый, и ребенок совершают открытия вместе?

Например, когда в научной лаборатории ребенок участвует в реальном исследовании, вместе с режиссером пишет сценарий и ставит спектакль, в походе собирает данные для музейного исследования. И не важно, что у ребенка не хватает знаний. Ведь на этапе инициации больше важен не результат, а процесс.

Мировая тенденция в развитии профессий такова, что каждый год возникают новые научные направления, коренным образом меняющие нашу жизнь – нанопсихология, сеттлеретика, нейроэкономика и т.д. Они порождают новые профессии, которые в свою очередь требуют новых умений и знаний, и компетенций от людей будущего, то есть от ребят, которые только начинают образовываться. Возраст начальной школы по возрастной периодизации Марии Монтессори – возраст исследователей мира, культуры. У младших школьников особенно развита наглядно-образная память. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Следовательно, именно в возрасте шести-девяти лет стоит организовывать интересные встречи ребенка с «носителями культуры», профи из разных областей. Именно мастера своего дела могут раскрыть красоту своего знания и труда в той культурной традиции, где они являются профессионалами высокого класса.

       Это всегда так заразительно, когда дети видят увлеченного своим делом «профи»: путешественника, художника, бизнесмена, ученого. Когда узнают, как он выбрал этот путь, с какими трудностями и радостями встретился. И дети, как правило, сразу опрокидывают это на себя. Под впечатлением от встречи с знаменитым путешественником, мечтают об экстремальной встрече с океаном, после экспериментов с нано-материалами тут же представляют себя нанотехнологами, поработав в настоящей лаборатории, немедленно решают быть биохимиками, а после проб в закулисье, мечтают о деятельности актера.Как же происходит встреча двух миров: ребенка и культуры? Может ли «идеальная форма» стать доступной?

 Именно на эти вопросы и отвечали директор Межрегионального проекта «Соседство», тьютор классов Монтессори Евстигнеева Ирина и организатор проекта и тьютор Елена Крапивец.

Основные вопросы аудитории были на тему возраста: не рано ли ребенку 8 лет пробовать себя в университетских лабораториях, не опасно работать с ними на настоящем производстве?  Действительно, на проекте «Соседство» погружение в мир взрослых проходит в среде их реальной профессиональной деятельности. Тогда сама среда становится передатчиком культурного кода профи. Ребенок видит строгость лаборатории, эстетику кузницы, вдыхает аромат мастерской художника. В таком случае погружение в реальное пространство предметов и действий профи позволяет открыть ребенку такой мир взрослых, в котором он может прочувствовать свое человеческое прошлое, настоящее и будущее, проходя через это культурное погружение безопасно.

Например, в научных лабораториях Красноярского университета ребята активно выполняли задание реальных химиков, физиков, биологов, астрономов. В результате слово “ученый” стало наполняться для них собственными смыслами и определяться новыми словами – «писатель» (описывали свой эксперимент), «испытатель» (испытывали макет спутника), «смелость» (ставили эксперименты на живых улитках), «изобретатель» (участвовали в завершении работы над изобретением мощного лазера).

С одной стороны, это то, что детям близко и легко. Например, изобретать прочную модель моста из бумаги и пластиковых стаканчиков. С другой стороны, пока ребенок свободно творит, мастер из своего культурного опыта отыскивает в его модели черты древнеримских построек, идеи современных изобретений. Тем самым делая этот культурный мир более понятным ребенку и доступным для него. Таким образом, опыт успешной пробы, интересный продукт становится для ребенка толчком для дальнейшей мотивации пробовать и делать. А мастер открывает в детях «своих», т.е. тех, кто любит то, что он делает. Плюс может обнаружить в идеях детей такие креативные решения, которые ему самому не приходили в голову.

Вот, как описал ценные для инженерного дела качества детей Солоненко Павел, студент Томского политехнического университета, который был приглашенным техническим консультантом на этапе моделирования мостов:

«Это был мой первый опыт работы с проектом «Соседство» и единовременной работы с таким количеством детей. Поначалу я боялся, что ребятам будет неинтересно или они не будут меня слушать, но на деле все оказалось совершенно наоборот. Все бросились в работу как говориться «с головой». Я не буду описывать процесс работы, отмечу только то, что детям удалось применить все полученные теоретические знания на практике и почувствовать, как законы механики работают в жизни.

Также хотелось бы отметить, что дети в этом возрасте обладают уникальной «свободой» думать, у них еще нет ни набора каких-то знаний, которые ограничивали бы их мышление, ни опыта наблюдений за тем,  как устроены сложные строительные, технические объекты, механизмы. И это позволяет им экспериментировать, придумывать что-то новое при решении конструкторской задачи. И как результат, ребята использовали при моделировании все возможные технические решения и даже те, о которых им не рассказывали. Они исследовали свои модели и решения, добиваясь лучшего результата, как и полагается конструктору.

Я остался очень доволен проделанной работой и воодушевлен тем, с каким интересом дети выполняют технические задания, тем, насколько разнообразные и сложные задачи они могут решать. Спасибо проекту «Соседство» и его команде за предоставленную возможность поработать, удивиться и порадоваться вместе с ребятами».

Тьютор пододвигает профи к подготовке таких заданий, в которых возможна передача сущностного культурного кода деятельности взрослого.

Часто мастер, опасаясь, что дети не справятся, делает задание простым, выхолощенным, похожим на задание из школьной программы. В этом месте тьютор настаивает на удержании высокой «университетской» планки. Разными способами убеждает мастера в возможности пробы сложного задания на учениках начальной школы, т.к. именно погружение на самую глубину в мир профессии дает ощутить ее вкус. В отличие от профи, тьюторы «Соседства» знают, что у детей уже есть опоры для прохождения такой инициации: атмосфера сотрудничества, небольшая разновозрастная команда, наличие взрослого, готового решать данную задачку наравне, возможность прямой консультации с мастером и общее ощущение чего-то важного, необходимого и невероятно значимого.

Последовательный по позиции и регулярный во времени успешный опыт взаимодействия тьюторов с профессионалами оказывает влияние на развитие территории города: появляются места для построения инновационного образования, прирастает образовательный кластер каждого города-участника проекта. Расширяется число субъектов, осознающих возможности своего влияния на место, которое считают своим.

Вот как это описывает организатор и тьютор «Соседства», Вышина Татьяна Игоревна, основатель и идейный руководитель ЧОУ школа-детский сад «Вершина Монтессори», г.Владивосток:

«Что касается «приобретений» педагогической команды «Вершины» – так это воодушевление от того, что можно смело расширять свое педагогическое участие в сотрудничестве с ВУЗами и другими образовательными учреждениями города. Среди преподавателей мы увидели тех, кто готов слышать, вместе рефлексировать и тут же применять выводы, которые направлены на то, чтобы сделать занятия для детей более интересными, субъектными, когда ребенок сам добывает знание, а не просто получает его в пассивной форме! Было много положительных примеров, когда после пробы занятия с первой группой детей, тьюторы обсуждали-рефлексировали с ведущим, что можно изменить для более деятельностного включения ребят, и уже в работе со второй группой внедрялись полученные выводы. От этого занятие приобретало качественно иной характер – исследовательский, пытливый, увлекательный! Сложно переоценить, что значат подобные проекты для самого города. Ведь через них сегодня детям, которые уже завтра станут взрослыми, открываются доселе неизвестные места, удивительные люди и их образовательные ресурсы!!!»

Салон закончился, но все его участники еще долго не расходились, задавая вопросы друг другу и обмениваясь контактами, значительно пополнив собственную карту ресурсов городской среды.

С полной версией статьи «Зазеркалье городской среды: встреча ребенка с миром культуры» вы можете познакомиться в книге «Образование за пределами обыденного: событие действия, событие учения- событие себя. НП «Авторский клуб», 2016.

 

Координатор страницы Монтессори-педагогики

Крапивец Елена Анатольевна

Крапивец Елена Анатольевна

krapivetz.ru@yandex.ru

Образование:

  • Томский Государственный Университет, филологический факультет, 1996 год.

Место работы:

  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Эврика-развитие», г. Томск, тьютор начальных классов монтессори.

Профессиональные интересы:

  • Интеграция современных образовательных технологий в практическую деятельность тьютора
  • Разработка и методическое описание автодидактических материалов для самостоятельной работы
  • Технология тьюторского сопровождения в условиях средовой педагогики
  • Организация рефлексивной деятельности младших школьников в образовательном событии
  • Образовательный туризм.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости