Воскресенье
27 Мар18-19 марта 2022 г. прошел Томский директорий. «Феноменология смыслов» – такой была тема данного события для лидеров и педагогов инновационных практик разных образовательных площадок России во главе с Марией Миркес.
Педагогам томской школы «Эврика-развитие» посчастливилось быть активными участниками данного события. Делимся впечатлениями.
Мы занимаемся сложными практиками. Это значит, что для того, чтобы педагоги/дети/ родители понимали, что происходит, вовлекались, ценили и, в случае частных практик – платили, важно управлять вниманием всех важных персон. Как мы это делаем? Какие знаки создаем? Разбирались, какие знаки мы создаем, в каких ситуациях их демонстрируем, на кого они призваны влиять. Были представлены и графики работы ребенка в зависимости от входа в группу, и чек-листы прочитанных книг по профессиональной пед. тематике, и информационные буклеты с правилами группы в повседневной жизни детей, и радио, транслирующее ценности и правила как аудиознак, и даже карта успехов ребенка.
Вот некоторые наши открытия про знаки в образовательной среде:
– продукт деятельности ребенка часто работает как знак;
– родителям интересно узнавать про себя;
-знак должен быть вызовом включения субъектов образования в процесс;
-действующий знак – это знак про себя, человек должен обнаруживать себя в знаке;
-знаки по-разному воспринимаются воспитателями, родителями и детьми;
-входная зона в образовательном учреждении (новости,эмблема, информация о достижениях детей и педагогов) – очень важный знак и для педагогов.
Наблюдение и тест-драйв разных знаков сподвигли педагогов монтессори-классов школы «Эврика-развитие» обратиться к родителям с просьбой поделитьсятем, какими аргументами и знаками пользуются мамы и папы, когда рассказывают о выборе наших классов. Получились очень содержательные знаки в виде обратной связи.
Знаки в классе Монтессри
- Идет урок, а дети сидят на партах (недавнее фото 5 класса)… или под столом, или лежат на ковре
- Маленький стульчик учителя
- Подписанный стол ученика (как символ своего пространства и личных границ)
- Учителя при встрече обнимаются с родителями (не со всеми и не всегда, но тем не менее)
- Установление и поддержание границ, свобода выбора в обозначенных границах
- Принятие педагогами – возможность ребенку быть собой (даже есть это ныть, протестовать, сидеть под столом и орать “нееет, я не буду это делать! Я сказала, я не буду писать диктант!!!”). И принятие родителя тоже.
- Возможность иногда переложить ответственность на педагогов, избавиться от этой учительской роли (“я не знаю, спроси у Оли”, “потому что Надя так сказала”, “да, ты можешь не пойти сегодня в школу, если договоришься об этом со своим тьютором”)
- Поддержка родителей чуть ли не на уровне терапии. Я, например, столько своим родным не изливала своих страданий, переживаний и метаний по поводу ребенка, сколько от меня “досталось” тьюторами. И днем, и ночью, и вечером… Знаю, что не все пользуются этой “опцией”. Возможность получить ответ (правда, при этом ты не всегда понимаешь, что делать с этим ответом, но такая возможность есть).
- Поддержка права на ошибку (“зато я теперь знаю, как неправильно”), ошибаться – это хорошо.
- Нет зацикленности на отметках. Знаете, с каким воодушевлением мне Оля рассказывала про достижения и прогресс Лады?! а потом с тем же воодушевлением добавила “это твердая тройка!”. И ведь я настолько же искренне была рада!
- У нас какие-то “сумашедшие” педагоги. Это люди, которые живут тем, что они делают, которые любят то, что они делают, они даже дышат этим… и эта увлеченность, этот интерес, вся эта штука заразна – она передается ведь и детям. Ну и меня немного зацепило, кстати.
Мама Лады, ученицы 4 класса Монтессори Наталья
Почему монтессори?
Т.к сыну «посчастливилось» побывать в традиционной школе, поэтому делюсь:
- Легкий рюкзак (в обычной школе, это неподъёмная ноша, для начальных классов. Нужно обязательно носить на каждый урок учебники и тетради, сменную обувь, перекус, попить, форму для физры и т.д. ). Осанка…..
- Свободная и удобная форма одежды.
- 1-2 урока в день.
- Выбор разнообразного домашнего задания, на которое уходит не более 15-60 минут.
- Отсутствие оценочной системы👍
- Погружение детей в командную работу
- Обратная связь и заинтересованность тьюторов в обучение детей.
- Маршрутный лист и учеба в каникулы формирует у ребёнка, ответственность к обучению.
- Разнообразие мест обучения: пространство классов Монтессори, за столом, около доски, на коврике, на улице, в музее, в театре, в планетарии, в лесу, салоне красоты и даже в другом городе и т.д.
- Есть разнообразные подходы «зарабатывания» оценок: работа на уроке, ДЗ, доклад, работа в группах, свободная работа, опыты и т.д.
- Есть возможность высказывать своё мнение, предложения на занятиях.
- Есть возможность выбора стихотворения.
- Наблюдение взрослого на прогулке за детьми.
- Свободный выбор еды в школе (жаль только, что за свои деньги).
- Свободная работа и её выбор.
- Планирование.
- Разновозрастные дети в классе (старшие повторяют пройденный материал, младшие узнают что то новое не только от тьюторов).
- Решение многих задач и получение новых знаний при помощи наглядных материалов Монтессори, а не просто заучиванием.
- Домашнюю работу можно сделать в школе.
- Очень интересные занятия на продленке, тяжело затащить в спортивный кружок.)
- Рефлексия.
Мама Ани (1 класс)и Сережи(3 класс), Татьяна
Материал предоставили Елкна Крапивец, Ольга Шаляпина, тьюторы классов Монтессори МАОУ Школы «Эврика-развитие».