18-19 марта 2022 г. прошел Томский директорий. «Феноменология смыслов» – такой была тема данного события для лидеров и педагогов инновационных практик разных образовательных площадок России во главе с Марией Миркес.
 /  Монтессори-педагогика / 18-19 марта 2022 г. прошел Томский директорий. «Феноменология смыслов» – такой была тема данного события для лидеров и педагогов инновационных практик разных образовательных площадок России во главе с Марией Миркес.

18-19 марта 2022 г. прошел Томский директорий. «Феноменология смыслов» – такой была тема данного события для лидеров и педагогов инновационных практик разных образовательных площадок России во главе с Марией Миркес.

Педагогам томской школы «Эврика-развитие» посчастливилось быть активными участниками данного события. Делимся впечатлениями.

Мы занимаемся сложными практиками. Это значит, что для того, чтобы  педагоги/дети/ родители понимали, что происходит, вовлекались, ценили и, в случае частных практик – платили, важно управлять вниманием всех важных персон. Как мы это делаем? Какие знаки создаем? Разбирались, какие знаки мы создаем, в каких ситуациях их демонстрируем, на кого они призваны влиять. Были представлены и графики работы ребенка в зависимости от входа в группу, и чек-листы прочитанных книг по профессиональной пед. тематике, и информационные буклеты с правилами группы в повседневной жизни детей, и радио, транслирующее ценности и правила как аудиознак, и даже карта успехов ребенка.

Вот некоторые наши открытия про знаки в образовательной среде:

– продукт деятельности ребенка часто работает как знак;

– родителям интересно узнавать про себя;

-знак должен быть вызовом включения субъектов образования в процесс;

-действующий знак – это знак про себя, человек должен обнаруживать себя в знаке;

-знаки по-разному воспринимаются воспитателями, родителями и детьми;

-входная зона в образовательном учреждении (новости,эмблема, информация о достижениях детей и педагогов) – очень важный знак и для педагогов.

Наблюдение и тест-драйв разных знаков сподвигли педагогов монтессори-классов школы «Эврика-развитие» обратиться к родителям с просьбой поделитьсятем, какими аргументами и знаками пользуются мамы и папы, когда рассказывают о выборе наших классов. Получились очень содержательные знаки в виде обратной связи.

Знаки в классе Монтессри

  1. Идет урок, а дети сидят на партах (недавнее фото 5 класса)… или под столом, или лежат на ковре
  2. Маленький стульчик учителя
  3. Подписанный стол ученика (как символ своего пространства и личных границ)
  4. Учителя при встрече обнимаются с родителями (не со всеми и не всегда, но тем не менее)
  5. Установление и поддержание границ, свобода выбора в обозначенных границах
  6. Принятие педагогами – возможность ребенку быть собой (даже есть это ныть, протестовать, сидеть под столом и орать “нееет, я не буду это делать! Я сказала, я не буду писать диктант!!!”). И принятие родителя тоже.
  7. Возможность иногда переложить ответственность на педагогов, избавиться от этой учительской роли (“я не знаю, спроси у Оли”, “потому что Надя так сказала”, “да, ты можешь не пойти сегодня в школу, если договоришься об этом со своим тьютором”)
  8. Поддержка родителей чуть ли не на уровне терапии. Я, например, столько своим родным не изливала своих страданий, переживаний и метаний по поводу ребенка, сколько от меня “досталось” тьюторами. И днем, и ночью, и вечером… Знаю, что не все пользуются этой “опцией”. Возможность получить ответ (правда, при этом ты не всегда понимаешь, что делать с этим ответом, но такая возможность есть).
  9. Поддержка права на ошибку (“зато я теперь знаю, как неправильно”), ошибаться – это хорошо.
  10. Нет зацикленности на отметках. Знаете, с каким воодушевлением мне Оля рассказывала про достижения и прогресс Лады?! а потом с тем же воодушевлением добавила “это твердая тройка!”. И ведь я настолько же искренне была рада!
  11. У нас какие-то “сумашедшие” педагоги. Это люди, которые живут тем, что они делают, которые любят то, что они делают, они даже дышат этим… и эта увлеченность, этот интерес, вся эта штука заразна – она передается ведь и детям. Ну и меня немного зацепило, кстати.

Мама Лады, ученицы 4 класса Монтессори Наталья

Почему монтессори?

 

Т.к сыну «посчастливилось» побывать в традиционной школе, поэтому делюсь:

  1. Легкий рюкзак (в обычной школе, это неподъёмная ноша, для начальных классов. Нужно обязательно носить на каждый урок учебники и тетради, сменную обувь, перекус, попить, форму для физры и т.д. ). Осанка…..
  2. Свободная и удобная форма одежды.
  3. 1-2 урока в день.
  4. Выбор разнообразного домашнего задания, на которое уходит не более 15-60 минут.
  5. Отсутствие оценочной системы👍
  6. Погружение детей в командную работу
  7. Обратная связь и заинтересованность тьюторов в обучение детей.
  8. Маршрутный лист и учеба в каникулы формирует у ребёнка, ответственность к обучению.
  9. Разнообразие мест обучения: пространство классов Монтессори, за столом, около доски, на коврике, на улице, в музее, в театре, в планетарии, в лесу, салоне красоты и даже в другом городе и т.д.
  10. Есть разнообразные подходы «зарабатывания» оценок: работа на уроке, ДЗ, доклад, работа в группах, свободная работа, опыты и т.д.
  11. Есть возможность высказывать своё мнение, предложения на занятиях.
  12. Есть возможность выбора стихотворения.
  13. Наблюдение взрослого на прогулке за детьми.
  14. Свободный выбор еды в школе (жаль только, что за свои деньги).
  15. Свободная работа и её выбор.
  16. Планирование.
  17. Разновозрастные дети в классе (старшие повторяют пройденный материал, младшие узнают что то новое не только от тьюторов).
  18. Решение многих задач и получение новых знаний при помощи наглядных материалов Монтессори, а не просто заучиванием.
  19. Домашнюю работу можно сделать в школе.
  20. Очень интересные занятия на продленке, тяжело затащить в спортивный кружок.)
  21. Рефлексия.

Мама Ани (1 класс)и Сережи(3 класс),  Татьяна

Материал предоставили Елкна Крапивец, Ольга Шаляпина, тьюторы классов Монтессори МАОУ Школы «Эврика-развитие».

Координатор страницы Монтессори-педагогики

Крапивец Елена Анатольевна

Крапивец Елена Анатольевна

krapivetz.ru@yandex.ru

Образование:

  • Томский Государственный Университет, филологический факультет, 1996 год.

Место работы:

  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Эврика-развитие», г. Томск, тьютор начальных классов монтессори.

Профессиональные интересы:

  • Интеграция современных образовательных технологий в практическую деятельность тьютора
  • Разработка и методическое описание автодидактических материалов для самостоятельной работы
  • Технология тьюторского сопровождения в условиях средовой педагогики
  • Организация рефлексивной деятельности младших школьников в образовательном событии
  • Образовательный туризм.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости