Тьюторское сопровождение младших школьников на переходе из одной ступени в другую в монтессори-классах
 /  Монтессори-педагогика / Тьюторское сопровождение младших школьников на переходе из одной ступени в другую в монтессори-классах

Тьюторское сопровождение младших школьников на переходе из одной ступени в другую в монтессори-классах

Как подготовить ребенка к переходу от детского сада к школе или из начальной школы в подростковую? Какие трудности могут возникнуть при вхождении ребенком в новое, непонятное, неизвестное? Как родитель и специалисты образовательного учреждения могут помочь ребенку при переходе из одной ступени в другую?
Адаптация к школе – это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению.
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.
Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилям отношений является зримым внешним показателем их взросления.
Переходный период из одной ступени в другую сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы.
Переходя в следующую ступень, ученик попадает в новый мир. Коренным образом меняются условия обучения, также этот период характеризуется:
• сменой социальной обстановки;
• изменением роли учащегося;
• увеличением учебной нагрузки;
• изменением режима дня;
• разностью систем и форм обучения;
• изменением стиля общения учителей с детьми.
Психологические особенности переходного возраста
У младших подростков ситуация с переходом сопровождается важными возрастными кризисами, которые тьютор вместе с родителем помогает прожить качественно, без стрессов.
Возникает на переходе из начальной школы в подростковую, проявляется стремлением к самовыражению, самоутверждению, самовоспитанию, потерей непосредственности поведения, демонстрацией независимости, снижением мотивации к учебной деятельности, конфликтами с родителями, педагогами. Подростковый кризис завершается формированием нового уровня самосознания, появлением способности познавать собственную личность при помощи рефлексии. Нередко у ребенка падает самооценка, мотивация.
Задача тьютора на переходе – поиск способов преодоления трудностей в новых образовательных условиях, сопровождение экологичного проживания ситуаций неопределенности. Также на переходе ребенка важно погружать в новые формы образования, которые в следующем году учащийся будет осваивать, обеспечивать места творческих проб, презентаций и рефлексии собственной деятельности.
На переходе тьютору важно сопровождать образовательное движение детей, имеющих разные потребности и образовательные интересы, имеющих разные стартовые возможности (учебные достижения и результаты, индивидуальные особенности и ограничения). Также важными участниками образовательного процесса являются родители. Тьютор проводит собеседования с родителем и ребенком, помогает перестроить жизнь в семье под те изменения, которые происходят у ребенка в школе, консультирует семью по вопросам перехода ребенка в следующую ступень.
На четвертом году обучения также используются маршрутные листы и портфолио учеников. Кроме того, тьютор предлагает учащимся самим включиться в диагностику своих образовательных результатов при помощи Дневника самооценки.в конце года тьютор с выпускником готовит «Резюме», обсуждает совместно с семьей выбор школы на переходе, помогает совершить пробы в классы с разной направленностью с дальнейшей рефлексией и возможностью осознанного выбора.

Автор материала: тьютор монтессори-классов Крапивец Елена

Related Posts

Государственная школа
Тьюторский университет для родителей (ТУР-25) в школе «Эврика-развитие»

  Томское региональное отделение Межрегиональной тьюторской ассоциации и МАОУ Школа «Эврика-развитие», Федеральная инновационная площадка Министерства просвещения РФ, провели

Одаренные дети, Приморский край, Тьюторская магистратура
Тьюторы Дальневосточного центра развития тьюторских практик на “БЕЛОМ ПАРОХОДЕ”

Этим замечательным летом студенты нашей тьюторской магистратуры приняли участие в благотворительном проекте “Белый пароход”, созданный в 2005 году

Координатор страницы Монтессори – педагогика

Крапивец Елена Анатольевна

Крапивец Елена Анатольевна

Место работы и должность:
МБОУ СОШ “Эврика – развитие” г. Томск, учитель, тьютор, региональный эксперт МТА в сфере индивидуализации и тьюторства, соорганизатор Всероссийского проекта "Соседство".

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости