Понедельник
8 ИюлТьюторское сопровождение младших школьников на переходе из одной ступени в другую в монтессори-классах
Как подготовить ребенка к переходу от детского сада к школе или из начальной школы в подростковую? Какие трудности могут возникнуть при вхождении ребенком в новое, непонятное, неизвестное? Как родитель и специалисты образовательного учреждения могут помочь ребенку при переходе из одной ступени в другую?
Адаптация к школе – это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению.
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.
Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилям отношений является зримым внешним показателем их взросления.
Переходный период из одной ступени в другую сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы.
Переходя в следующую ступень, ученик попадает в новый мир. Коренным образом меняются условия обучения, также этот период характеризуется:
• сменой социальной обстановки;
• изменением роли учащегося;
• увеличением учебной нагрузки;
• изменением режима дня;
• разностью систем и форм обучения;
• изменением стиля общения учителей с детьми.
Психологические особенности переходного возраста
У младших подростков ситуация с переходом сопровождается важными возрастными кризисами, которые тьютор вместе с родителем помогает прожить качественно, без стрессов.
Возникает на переходе из начальной школы в подростковую, проявляется стремлением к самовыражению, самоутверждению, самовоспитанию, потерей непосредственности поведения, демонстрацией независимости, снижением мотивации к учебной деятельности, конфликтами с родителями, педагогами. Подростковый кризис завершается формированием нового уровня самосознания, появлением способности познавать собственную личность при помощи рефлексии. Нередко у ребенка падает самооценка, мотивация.
Задача тьютора на переходе – поиск способов преодоления трудностей в новых образовательных условиях, сопровождение экологичного проживания ситуаций неопределенности. Также на переходе ребенка важно погружать в новые формы образования, которые в следующем году учащийся будет осваивать, обеспечивать места творческих проб, презентаций и рефлексии собственной деятельности.
На переходе тьютору важно сопровождать образовательное движение детей, имеющих разные потребности и образовательные интересы, имеющих разные стартовые возможности (учебные достижения и результаты, индивидуальные особенности и ограничения). Также важными участниками образовательного процесса являются родители. Тьютор проводит собеседования с родителем и ребенком, помогает перестроить жизнь в семье под те изменения, которые происходят у ребенка в школе, консультирует семью по вопросам перехода ребенка в следующую ступень.
На четвертом году обучения также используются маршрутные листы и портфолио учеников. Кроме того, тьютор предлагает учащимся самим включиться в диагностику своих образовательных результатов при помощи Дневника самооценки.в конце года тьютор с выпускником готовит «Резюме», обсуждает совместно с семьей выбор школы на переходе, помогает совершить пробы в классы с разной направленностью с дальнейшей рефлексией и возможностью осознанного выбора.
Автор материала: тьютор монтессори-классов Крапивец Елена