Воскресенье
17 НояТьюторское сопровождение группового субъекта: на примере семейного образовательного события «Большой поход».
С точностью можно утверждать, что образование сегодня полисубъектно. На первый план выходит полисубъектный подход, выражая особый способ взаимодействия субъектов образовательного процесса, их совместное развитие внутренних содержаний посредством построения субъект-субъектных отношений. Выстраивание такого взаимодействия в образовательной среде – один из значимых фокусов тьюторской практики команды тьюторов Томского отделения Межрегиональной Тьюторской Ассоциации.
Значимым примером образовательного события, направленного на выстраивание и укрепление полисубъектного взаимодействия в образовательной среде, является проект «Большой поход». «Большой поход» – образовательное событие, объединяющее семью, педагогов, тьюторов и экспертов в «полевых» условиях палаточного лагеря. Ключевая цель события для его организаторов состоит в формировании детско-родительского сообщества как полисубъекта, функционирующего до, во время, а главное – и после похода, становясь важным ресурсом для дальнейшего образовательного процесса.
Мы выделили три основных вектора тьюторского сопровождения, направленные на реализацию данной цели:
– Формирование образовательной среды в походе: поход сам по себе является идеальной развивающей средой, богатой естественными ситуациями неопределенности. В такой среде необходим тьютор в роли посредника между пространством и личностью, который формирует избыточную, вариативную и провокативную среду, ориентирует в ней субъекта, организует такт рефлексии.
– Формирование индивидуальной траектории семьи: одним из значимых фокусов тьюторской деятельности в «Большом походе» являлась работа с семьей как с целостным субъектом деятельности, так и с субъектами «родитель» и «ребенок» по-отдельности, в их взаимодействии.
– Формирование образовательного сообщества: одним из главных фокусов «Большого похода» является формирование образовательного сообщества как группового субъекта, что подразумевает наличие активного взаимодействия на самых различных его уровнях.
Итогом целенаправленной работы тьюторской команды с групповым субъектом стало формирование ресурсного сообщества семей, ставших целостным и активным субъектом в образовательном процессе и после окончания образовательного события. Уже сегодня мы наблюдаем, как этот субъект проявляет себя: поддерживает входящие в образовательную среду семьи, инициирует новые образовательные события и готов включаться в их проведение, а главное – стремится и дальше укреплять родительскую компетентность и образовательное сообщество.
Авторы тезисов: Крапивец Елена Анатольевна, Волкова Татьяна Викторовна, организаторы проекта неформального образования «Большой поход»