Понедельник
27 ЯнвПрактика построения партнерских отношений семьи и школы
Одной их важных особенностей системы образования является большое количество сторон образовательных отношений: это образовательные организации, их работники, педагоги, ученики, родители заинтересованная общественность, государство. Стабильность и эффективность системы во многом зависят не только от управления, но и от создания общего поля взаимодействия родителей и педагогов.
У школы есть огромный ресурс в лице большой команды специалистов, владеющих знаниями о возрастной психологии, тренингами коммуникации, командного взаимодействия и пространством для событий, но часто нет видения семьи как партнера в диалоге. А современные родители напротив все больше хотят влиять на образовательный путь ребенка, иметь ясное представление о том, что происходит с ребенком в настоящем моменте и в перспективе.
Для нас, команды тьюторов начальных и подростковых классов томской школы «Эврика-развитие», которая была открыта более 30 лет назад по инициативе родителей, присутствие семьи в образовательном процессе является важной ценностью. Родители нашей полисистемной школы являются активными членами Управляющего совета, влияют на принятие школой важных стратегических решений. Однако такая активная позиция не возникает сама по себе. В школе есть выстроенная система совместных событий, точки приложения родительского участия, доступ к ресурсам, возможность входа в родительское сообщество, мониторинг эффективности партнерства родителей и школы через сбор обратной связи и обсуждение разнообразных проб, медиация и консультирование в трудных ситуациях. Это все многолетняя выстроенная работа тьюторской команды, отвечающей на вызов современности о том, что семьям важно найти ясное, безопасное и насыщенное образовательное пространство, где все процессы осознанно, ответственно настроены и управляемы.
Мы выделяем три основы для партнерства школы и семьи, которые помогают на практике создавать особую модель участия родителей в образовании – модель расширения возможностей. Прежде всего, это атмосфера открытости и взаимного доверия, для чего обеим сторонам необходимо регулярно предъявлять ценности друг другу, синхронизировать их. Тьюторская позиция педагога, сопровождающего семью и ребенка в процессе встраивания в эко-систему школы, позволяет бережно и целенаправленно соединять эти два разных мира – мир школы и мир семьи. Тьютор создает места для проявления инициативы детей и родителей, совместно планирует событийность, задает культуру индивидуализации. Третьей основой мы выделяем понимание обеими сторонами (родителями и школой) того, что вместе они смогут добиться более высоких результатов, чем сумма их автономных усилий.
Данная «модель расширения возможностей» через партнерские отношения направлена на создание культуры сотрудничества и доверия между школой и семьей. Она требует постоянного внимания и адаптации к меняющимся условиям и нуждам как родителей, так и учеников.
Авторы тезисов: Крапивец Елена Анатольевна, Шаляпина Ольга Олеговна, тьюторы классов Монтессори МАОУ Школы «Эврика-развитие» г. Томска