Среда
24 ИюлДебаты в тьюторской практике подростковых классов общеобразовательной школы
Автор статьи: Волкова Татьяна – студентка 4 курса РУДН направления «Философия», выпускница МАОУ Школы «Эврика развитие», тренер технологии дебатов, организатор Всероссийского образовательного проекта «Соседство», фасилитатор, тьютор.
Современная система образования постоянно ищет новые технологии и подходы в работе с детьми и семьей. Особая задача стоит перед тьютором как специалистом, способным «проложить мост» между общественным запросом и личностью ребенка: тьютору необходимо обнаружить свою роль в образовательном процессе. Так, сегодня тьюторское сопровождение становится неотъемлемой частью реализации тех или иных образовательных технологий: тьютор работает «в предмете», «в процессе», становясь партнером учителя – держателя содержания.
Примером технологии, требующей кооперации тьютора и учителя, в практике МАОУ Школы «Эврика-развитие» г. Томска стали дебаты. Данный формат был введен в школьную программу для 5-8 классов Монтессори 8 лет назад, в течение которых учащимся удалось не только развить навыки конструктивного спора, но и интегрировать формат в индивидуальный образовательный маршрут [1]. Дебаты – это интеллектуальная игра, в рамках которой происходит рассмотрение спорной темы через призму двух полярно-противоположных позиций. Каждая сторона, опровергая мнение оппонента, приводит конструктивные аргументы в защиту собственной позиции, убеждая в своей правоте третьих лиц. Для учащихся средней школы занятия дебатами представляют коммуникативно-стимулирующую обучающую среду, в которой каждый ученик включен в процесс самоорганизации и саморазвития за счет тщательного выстраивания взаимодействия тренера-учащегося-тьютора. Тьютор в данном случае может рассматриваться как отдельная профессиональная должность, так и определенная позиция, компетентность, принимаемая уже существующим педагогом [2].
Дебаты как педагогическая технология особенно соответствует возрастным задачам учеников средней школы, позволяя осуществить смену позиций с общей «Я по отношению к обществу» на две, следующие «Я в обществе» и «Я и общество» [3], формируя ряд значимых навыков:
– «Мягкие навыки» 4К: кооперация, коммуникация, креативность, критическое мышление – компетенции из когнитивной, метакогнитивной, социальной и эмоциональной сфер. С ними тесно связаны многие иные метапредметные результаты обучения, которые можно увидеть в федеральных стандартах [4].
– «Развитие аксиологического потенциала учащихся: в ходе дискуссии происходит формирование ценностных ориентаций за счет утверждения принципа плюрализма ценностей и мнений в общем поле.
– «Навыки субъектности»: в ходе дебатов учащийся обращается к себе, своему замыслу: наблюдает, оценивает, картирует, принимает актуальные решения, сопоставляя свои идеальные представления с наличной ситуацией.
Формирование предметных, метапредметных и личностных навыков в дебатах предполагает одновременное выстраивание как «орудийного» аспекта деятельности, так и знакового, связанного, в первую очередь, с личностными смыслами учащегося [5]. Так, орудийная функция дебатов как технологии позволяет ребенку приобщиться к окружающей действительности, выявив ключевые ценности, механизмы и принципы общества за счет специальных знаний и навыков – эту задачу удерживает «тренер» – носитель метода и знания. Знаковая функция выражается в способности учащегося видеть себя в процессе, фиксировать изменения, вычленять собственное из общего – эта задача является фокусом тьютора.
Технология дебатов представляет собой насыщенный субстрат для работы с тьюторантом, так, элементами тьюторского сопровождения в дебатах может являться:
– Сопровождение в процессе преодоления онтологической центрации тьюторанта. Подбор спорной темы для дебатов может осуществляться исходя из актуального запроса тьютора и тьюторанта с целью рассмотрения его различных аспектов. Например, в рамках спора может быть затронута тема о запрете гаджетов в школе, буллинге, культуре взаимодействия и т.п. – поиск различных точек зрения в отношении подобных вопросов становится почвой для проведения дальнейшей рефлексии и принятии взвешенных решений тьюторантом. Отметим, что постоянная смена фокуса в заданном тематическом поле позволяет тьюторанту определить собственную точку зрения в отношении значимых вопросов, что так же может фиксироваться и использоваться как материал в реализации индивидуальной образовательного маршрута.
– Фиксация образовательного результата. Совместное наблюдение за формированием различных навыков в ходе систематических занятий дебатами поддерживает компетентностно-ориентированный подход в образовании, позволяя тьюторанту не просто фиксировать свои «точки роста», но и формировать представление о своих стратегиях в обучении. Регулярная устная и письменная рефлексия, ведение портфолио, видеозапись и анализ выступлений – все это превращает дебаты из игры в возможность увидеть себя в процессе учения. Так, например, в ходе итоговой рефлексии Алексею – ученику 7 класса ЧОУ СОШ «МШСО» г.Москвы удалось сделать вывод о том, насколько формируемые в дебатах навыки соответствуют его индивидуальным потребностям: «Дебаты научили меня грамотному распределению времени в учебном процессе. С каждым разом я старался замедлиться, я перестал спешить, выдавая более креативные решения». Девятиклассник Данил, ученик Школы « Эврика-развитие» заметил, что: «…После практики дебатов мне стало намного легче выполнять задачи, которые требуют структурирования информации внутри себя, мне стало спокойнее жить, потому что я могу разбить проблему на части».
– Формирование субъектно-деятельностной ориентации тьюторанта: в процессе дебатов тьютор поддерживает вектор индивидуального образовательного маршрута учащегося, способствуя самоорганизации тьюторанта, направленной на удовлетворение собственного запроса на персонифицированное образование и запроса образовательного сообщества. Так, например, в рамках дебатов учащийся может обоснованно выбрать определенную позицию в общем процессе: судья, участник игры, тренер команды, преподаватель, таймкиппер, оператор и т.п – подобная смена позиций позволяет осуществить профессиональную пробу и получить рефлексивный опыт в различных образовательных ситуациях. Также помимо ролей тьюторант может реализовывать проекты по данному направлению, предлагать свои инициативы по модернизации занятий, а так же формировать собственный вектор в образовательных событиях, например, в различных турнирах по дебатам. Тьюторское сопровождение в дебатах позволяет достичь «гармонии» формата, при которой яркость и некоторый азарт игры сочетается с глубиной тьюторских практик, что сопровождается качественными изменениями образовательных результатов учащихся.
Источники литературы:
1. Григоренко Е.В. Об учебном предмете «Дебаты» // https://eurekatomsk.ru/ 2023
2. Ковалева Т.М. Личностно-ресурсное картирование как средство реализации идеи опосредствования // 12-ые Международные Чтения памяти Л.С.Выготского: Материалы Чтений РГГУ (14-17. 11.2011).- М.: РГГУ, 2011. 3. Розин В.М
3. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе // М.: Педагогика, 1989. 208 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования// утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413. Пункт 8.
5. Ковалева Т.М. Личностно-ресурсное картирование в современной дидактике// Дидактика как основа создания новой образовательной практики, 110 с.