Понедельник
3 ФевКак в школьных событиях проявляется инициатива учеников
Практически с момента основания “Школы Основа счастья”, г. Симферополь, ее директор, Оксана Анатольевна Суфэль, опиралась в своей деятельности на понимание образования, как субъектного, деятельностного и творческого подхода учеников к своей жизни — и такое понятие шире, чем просто обучение.
И в школе всегда шёл поиск возможных форм претворения в жизнь этих ценностей индивидуализации.
В этом году мы пробуем ввести в нашей школе индивидуализацию через организацию тьюторских событий, а также через проектную деятельность, которую мы выстраиваем в школе уже второй год.
При этом я, как тьютор школы, понимаю, что для того, чтобы у детей появлялись свои смыслы, пространство события должно быть открытым и вариативным.
События в нашем понимании — это когда у участников происходит понимание про себя, про свои сильные и слабые стороны, озарения в отношении своих собственных смыслов, когда происходит переоценка или, наоборот, утверждение ценностей.
В силу разных причин учителя в большинстве своем пока не готовы поменять позицию учителя на позицию наставника или тьютора, который сопровождает движение ребёнка в сторону его образовательного интереса, не навязывая своё видение.
Исходя из этого, мы испытываем определенный дефицит ресурсов при проведении событий.
Однако, всегда есть учителя — их немного — которым близок фокус индивидуализации и они готовы меняться в этом направлении.
При этом, мы наблюдаем, что дети в пространстве События начинают проявлять инициативу, как бы восполняя дефицит вариативности за счёт открытости пространства.
Основываясь на работах Л. С. Выготского, А. В. Петровского мы понимаем инициативность как способность преодолевать наличную ситуацию в соответствии с собственным замыслом. Инициативное действие всегда осознанно, целенаправленYо и учитывает социальные рамки.
Инициатива — это про то, что ребенок не может терпеть текущее положение дел и хочет что-то поменять.
Вот несколько наблюдений за проявлениями инициативы у ребят нашей школы.
В преддверии Нового года, 26 декабря, в школе было организовано событие, которое мы назвали “Город мастеров”. Учителя были приглашены провести там свои мастер-классы. Получилось открытое пространство для выбора и самоопределения как для учителей (они сами выбирали, про что будет мастер-класс), так и для учеников, которые могли присоединиться к любой мастерской.
Вариант, когда ребята сами восполняют недостаток вариативности — был инициативой школьников.
Например, ученики 4 класса прямо на месте решили провести свой МК по плетению из резиночек, ученики 8 класса, которых не заинтересовала ни одна из мастерских, организовали обучение рисованию японских комиксов, одновременно обучаясь сами.
Учитель истории, случайно оказавшийся в пространстве события, был вовлечен в диспут об археологии с тремя учениками 9 класса, которым также не хватило вариативности мастер-классов.
Даже фотограф, которым по собственной инициативе была на событии ученица 9 класса, спонтанно оказалась вовлеченной в процесс передачи мастерства — у неё нашлись ученики, которые хотели научиться фотографировать. Позже, на рефлексии, они сказали, что были уверены, что участвовали в мастер-классе по фотографии.
Также в завершение ребятам были заданы вопросы: кто хотел бы научиться еще чему-то новому? Кому из вас не хватило заявленных мастер-классов и хотелось бы, чтобы их было больше? Кто хотел бы провести свой мастер-класс и научить других? – подавляющее большинство наших детей ответило положительно. А это значит, что такие открытые пространства, где ребята могут проявить инициативу, самоопределиться, прислушавшись к себе, сделать выбор, научиться новому и научить других, привнести что-то свое в общий контекст – очень востребованы детьми. Мы хотели бы и в будущем проводить такие события.
Шишкина Н. Ю, магистр педагогики, член МТА, тьютор ЦДО “Школа Основа счастья”, г. Симферополь.