Пятница
30 Авг2012г. Чувашская Республика. Технология тьюторского сопровождения участников образовательного процесса в многопрофильной школе
Технология тьюторского сопровождения участников
образовательного процесса в многопрофильной школе
Регион: Чувашская Республика, г.Чебоксары
Организация: МАОУ «Гимназия № 5».
Заявители: Исаева Инна Владиславовна (директор), Земскова Валерия Владимировна (педа-гог-психолог, тьютор), Васенина Ольга Геннадьевна (заместитель директора), Лазарева Али-на Леонарьевна (учитель истории и обществознания), Жукова Ленина Леонарьевна (учитель истории и обществознания).
Статус «тьюторская практика» присвоен в 2012 году.
Ресертификация практики состоялась в 2015 году и в 2018 году.
Срок действия сертификата: до 2021 года.
Контакты: gim5cheb@mail.ru
Практика тьюторского сопровождения участников образовательного процесса в многопро-фильной школе – это возможность реализовать индивидуальную образовательную программу в особой образовательной среде, способствующей формированию у обучающихся персональных мотивов, овладению способами самообучения для достижения своих индивидуальных образо-вательных потребностей. В основе данной практики лежит разработанная авторами практики модель многопрофильной школы с выходом на индивидуальные образовательные программы обучающихся через возможность выбора форм работы, содержания, способов взаимодействия и систем оценивания. Создавая школьный уклад, предполагающий формирование и разработку каждым участником образовательного процесса индивидуальных проектов, авторы практики вышли на идею формирования матричной системы образовательного пространства, где, если это фиксировать графически, по вертикали складывается линия событийности, а по горизонта-ли – предметно-деятельностная линия. Благодаря такой схеме организации образовательного пространства появляются «точки сборки», в которых возникают, инициируются и разворачива-ются коммуникации, создаются продукты индивидуальной или групповой деятельности, происходит самоопределение и проявляется отношение к тому или иному действию. Но в матрице появляются и открытые пространства, так называемые «свободные дыры», где имеет возможность возникнуть нечто новое, не предусмотренное системой, но важное для кого-то лично. Персональное движение может осуществляться по разным траекториям: разворачиваться в сторону организационно-деятельностной линии (стать автором, организатором события для многих), или выйти на индивидуальную научно-профессиональную, личностную линию.
Основная тьюторская работа в гимназии организуется по следующим направлениям:
Событийность образовательной среды. Действует тьюторская команда из детей и педагогов (время от времени присоединяются родители), кому интересны коммуникации и продюсиро-вание, организационное управление, личный опыт деятельностных проб. Есть куратор этого направления, обозначены функциональные места сбора и встреч с теми, кому это интересно. Создается пространство для предъявления авторских продуктов деятельности.
Кластерная система индивидуального профессионального продвижения педагогов. Педа-гоги гимназии имеют возможность не только развиваться в предметной области, но и, расши-рив или поменяв свои функциональные и профессиональные позиции, стать куратором (собы-тия, сетевого ресурса), проектантом (стажировочной практики, олимпиадного движения и т.п.), модератором гимназических образовательных проектов (модульного обучения, предмет-ных проб, образовательного туризма и т.п.). В системе кластерного продвижения есть несколько тьюторов, работающие с индивидуальным запросом и сопровождающие возникающие индивидуальные проекты.
Вариативные формы обучения в предметной и/или метапредметной линии предполагают самостоятельное продвижение обучающихся в разных предметных областях, а также возмож-ность выделить те сферы человеческой деятельности, в которых гимназистам важно было бы увидеть личный смысл, выразить свое отношение, внести свой вклад. Введена безотметочная система оценивания результатов, продуктов деятельности.
Данная практика возможна при условиях:
ü подготовленного кадрового ресурса, умеющего выстраивать другие (разнопозиционные) вза-имоотношения между участниками (когда ребенок или родитель может стать куратором определенного проекта и получить реальную личностную профессиональную организационную поддержку);
ü трансформируемого пространства под определенные задачи;
ü возможности экспериментировать с режимом, формами, процедурами, системой оценивания в обучении.