Пятница
30 Авг2018г. Пермский край. Сопровождение педагога начальных классов в образовательном пространстве школы
Практика индивидуализации «Сопровождение педагога начальных классов в образовательном пространстве школы»
Пигарева Н.Г. СОШ № 135 Пермь
В современных условиях существует необходимость педагогов меняться,
пересмотреть свою позицию в образовании; трансформировать личностное отношение к
деятельности, свои профессиональные установки и более эффективно организовывать
собственное образовательное и профессиональное пространства. Педагог проявляет себя в
тьюторской позиции в различных образовательных пространствах (в урочной, внеурочной
деятельности и в образовательных событиях), сопровождая личностно значимый выбор
учащихся. При этом происходит двусторонний взаимосвязанный процесс изменения –
как учащегося, так и самого педагога.
Формирование тьюторской позиции педагога начальной школы рассматривается как
как фактор развития его профессиональной компетентности. Развитие профессиональной
компетентности педагога становится динамическим процессом модернизации
теоретических знаний и практических навыков, процессом саморазвития и
самосовершенствования. Это требует организованного сопровождения и образовательной
среды, стимулирующей личностное и профессиональное саморазвитие.
Сопровождение педагога в образовательном пространстве школы основывается на
реализации цикличных и последовательных этапов формирования или развития его
тьюторской позиции: выявление образовательного запроса – работа с ресурсами
образовательного пространства – организация пространства рефлексии и
мыследеятельности – работа с новыми образовательными потребностями. Формирование
тьюторской позиции учителя начальных классов в общеобразовательной организации и
сопровождение развития педагога представляется в логике развития личностно-
профессионального пути, у которого нет заданного конца во времени и есть определенные
пространства, в которых педагог может реализовать свои возможности. Такими
образовательными пространствами в общеобразовательной организации становятся
образовательные пространства учебной и внеурочной деятельности, образовательные
события. В каждом из этих пространств проявляются роли педагога в тьюторской позиции
(здесь приведен некий ассоциативный ряд, соответствующий характеру деятельности
педагога в тьюторской позиции в каждом из образовательных пространств) – «режиссёр»
(сопровождение учебной деятельности) – постановщик образовательной ситуации,
учебного занятия (урока) с множественным вариантов разворачивания событий и
совместным проживанием ситуации/урока всеми его участниками, включая учителя;
«навигатор» (сопровождение внеурочной, дополнительной деятельности, проектной и
исследовательской деятельности) – помогает учащемуся сделать выбор (а не отбор) из
множества вариантов дополнительного образования и развития (секции, кружки,
объединения) и разработать маршрут, отслеживать, осознавать направленность шагов, то
есть помочь школьнику сформировать и реализовать индивидуальную образовательную
программу, основанную именно на его устремлениях; «наставник» (сопровождение
образовательных событий) – обеспечение расширения образовательного пространства
учащегося, создание условий и стимулирование совместной деятельности взрослых
(родителей) и учащихся.
Результатами практики становятся: способность педагогов принимать культуру
тьюторства и готовность быть в тьюторской позиции, определение границ применения
тьюторской позиции в деятельности, овладение тьюторскими действиями,
ориентированными на признание образовательных целей самого ученика, на
формирование его самостоятельности, субъектности по отношению к собственной
образовательной деятельности. Важным представляется процесс понимания (внутреннего
оценивания) и признания (внешнего оценивания) деятельности педагогов тьюторской
позиции. Поэтому оценка деятельности педагога осуществляется в различных форматах:
в форме самоанализа педагога, предоставляемого дважды в год; в виде финансового
вознаграждения (стимулирующая часть заработной платы); рекомендаций для
распространения опыта работы (публикации, выступления, участие в курсовой подготовке
педагогов); в форме представления практического опыта на методическом совещании
педагогов, «Тьюторских чтениях», педагогических советах (устное выступление,
стендовый доклад, педагогический проект, разработки сценариев уроков, проектных
задач, образовательных событий); в форме представления педагогического опыта и
перспективных образовательных проектов педагогов на сайте школы или интернет-
площадке Центра Инновационного Опыта Пермского Государственного Гуманитарно-
Педагогического Университета и др.