Пятница
30 Авг2018г. Пермский край. Тьюторское сопровождение в образовательном путешествии в условиях сельской школы
Практика «Тьюторское сопровождение в образовательном путешествии в условиях сельской школы»
Авторы: Гулак Е.М., Перина Л.В., тьюторы МБОУ «Берёзовская СОШ №2»
МБОУ «Берёзовская СОШ №2» расположена в небольшом селе, в котором проживает более 6000 человек. Отдалённость от крупных городов составляет 30 км и 70 км. Наша школа – единственная средняя школа в районе. Здесь обучатся 989 детей из села Берёзовка и близлежащих деревень.
В течение последних 6 лет на базе нашего учреждения введена и реализуется система тьюторского сопровождения.
Практика образовательного путешествия осуществляется в школе четвёртый год, является локальной, реализуется в рамках образовательного проекта «Тьюторское сопровождение ИОП учащихся 8-х классов». Если первоначально доля участия детей от общего количества учащихся школы в данном процессе составляла 3%, то теперь – 9%. Данная практика сфокусирована на задаче сопровождения процесса развития и образования детей.
Социальным вызовом при создании практики является ограниченность в выборе ресурсов собственного развития, форм, видов и способов деятельности, обусловленная особенностями села. Поэтому такая форма развития как образовательное путешествие стала востребованной учащимися школы.
Базовыми теоретическими положениями и основами практики являются:
- Принципы технологии «Образовательный туризм»: образовательная мобильность, культурная грамотность и индивидуальная история;
- Теоретические основы индивидуализации и тьюторства.
В реализации представляемой практики задействованы 3 целевые группы:
- Группа педагогов с тьюторской позицией из 8 человек;
- Тьюторанты: возраст 13-14 лет – 86 учащихся 8 классов с разным социальным статусом;
- Родители, которые помогают в организации образовательного путешествия. Предварительно они также погружаются в суть данной формы расширения и освоения образовательного пространства (образовательный уровень родителей восьмиклассников средний, высшее образование имеют 20% родителей, среднее и среднее специальное – 80%.)
В образовательном путешествии формируется специальная социокультурная среда, основными характеристиками которой являются: вариативность, избыточность и открытость. Вариативность проявляется в реальном выборе тьюторантом ресурсов, способа деятельности, формы работы для решения своей образовательной задачи на всех этапах образовательного путешествия. Избыточность в возможности использования тьюторантом ресурсов не только собственного образовательного учреждения, но и других организаций и источников. Открытость – в возможности тьюторанта влиять на изменения среды своего образовательного шага.
В среде есть «провокаторы» и «помощники» для появления и реализации своего образовательного движения и шага развития. Тьюторант может получить необходимую информацию собственно об образовательном путешествии (на сайте, информационном стенде, при личной встрече с заинтересованными взрослыми), о вариантах содержания путешествия, тьюторант фиксирует запрос и свой образовательный маршрут в Дневнике тьюторанта. В такой социокультурной среде проявляется субъектная позиция тьюторанта, он становится равноправным участником образовательного события и управляет собственным образованием.
В представляемой практике мы выделяем 5 этапов: подготовительный, проектировочный, экспедиционный, презентационный и рефлексивный.
На подготовительном этапе идёт ознакомление тьюторантов и их родителей с формой образовательного путешествия. Фиксируется запрос тьюторантов на образовательное путешествие в Дневнике тьютора и осуществляется запуск путешествия. Продолжительность этого этапа до 1 месяца.
Во время проектировочного этапа тьюторант создаёт индивидуальный образовательный маршрут, фиксирует его в Дневнике тьюторанта. Тьютор обозначает карту возможностей тьюторантов и решает организационные вопросы, фиксирует это в Дневнике тьютора. Продолжительность этапа 2 – 3 недели. На экспедиционном этапе идёт реализация ИОМ тьюторанта. Возможные его изменения тьюторант фиксирует в Дневнике тьюторанта. Тьютор наблюдает, направляет тьюторанта, оказывает ему консультативную помощь. Фиксирует вопросы для рефлексии в Дневнике тьютора. Продолжительность экспедиции – 1 день.
На презентационном этапе осуществляется подготовка и предъявление образовательных продуктов тьюторантами, идёт их обсуждение. Продолжительность этапа – до 3 дней.
Во время рефлексивного этапа осуществляется рефлексия собственной деятельности тьютором и тьюторантом, которая фиксируется в Дневниках тьютора и тьюторанта. Тьюторантом отмечается степень реализации ИОМ, и выстраиваются перспективы дальнейшего движения. Продолжительность этапа – до 1 недели.
Одно образовательное путешествие организуют и проводят 2 тьютора. Распределение обязанностей идёт на основе устной договорённости. Работа в паре помогает удерживать тьютору рамки тьюторского действия.
Кооперация является необходимым условием представляемой практики.
Тьютор выстраивает взаимодействие с родителями тьюторантов, так как образовательное путешествие связано как с развитием ребёнка, так и с материальными затратами (автобус, билет, брошюры, программы и т.д.)
Тьютор вступает в кооперацию с учителями-предметниками, которые могут оказать помощь тьюторанту в выборе Вопроса образовательного путешествия, поиске ресурсов для Ответа на него и определении перспектив ближайшего его развития, а также с классным руководителем, который может помочь ему в работе с семьёй, помочь тьюторанту в выстраивании перспектив ближайшего и дальнейшего развития.
Тьютор сотрудничает и со специалистами школы: психологом, социальным педагогом, библиотекарями, решает вопросы ресурсного обеспечения образовательного процесса, способствует решению личностных проблем тьюторантов.
Кроме того, тьютор налаживает контакты с сервисными службами (договаривается с автобусом, билетами, оплатой услуг), спонсорами и специалистами учреждений, на базе которых осуществляется сама экспедиция (музеи, театры, кинотеатры и т.д.). Специфика заключается в дальности расстояния, более серьёзными требованиями к безопасности детей.
Что же тьюторанты получают в результате? В условиях избыточной образовательной среды они умеют делать осознанный выбор ресурсов, способов деятельности под свою образовательную задачу. Тьюторанты самостоятельно выстраивают индивидуальный образовательный маршрут в контексте образовательного события. Они могут вступать в коммуникацию с разными субъектами образовательного путешествия, умеют рефлексировать и анализировать собственную деятельность. После и в ходе рефлексии тьюторанты могут определять и ставить перед собой новые учебные и познавательные задачи.
Тьюторы, в свою очередь, проводят корректировку инструментов тьюторской деятельности: Дневников тьютора и тьюторанта, анализируют и обобщают опыт по организации и проведению образовательных путешествий.
Куда же отправляются наши дети? Они стали постоянными участниками Международного конкурса документального кино «Флаэртиана» в г. Пермь, дважды в разных составах побывали в Музее купечества г.Кунгур, в Лысьвенском драматическом театре, в кинотеатре г. Кунгур. Тьюторанты погружаются в новую среду, где люди разговаривают друг с другом посредством вопросов. Этому способствуют и встречи с режиссерами, работниками музеев, выставочных залов.
Мы увидели, что нашим ребятам порой очень не хватает общения с взрослыми на серьезные, волнующие их темы в неформальной обстановке. Образовательные путешествия открывают для них новые горизонты для познания мира и себя в нем.