Пятница
30 Авг2017г. Приморский край. Тьюторское сопровождение учебной практики студентов-менеджеров
«Тьюторское сопровождение учебной практики студентов-менеджеров»
Автор: Гуремина Нонна Викторовна, к.г.н., доцент кафедры менеджмента Школы экономики и менеджмента ДВФУ, член МТА
г. Владивосток
Контактный телефон: +7 924 339 3529
E-mail: innov-man@yandex.ru
Данная практика возникла в 2016 году как ответ на запрос кафедры менеджмента Школы экономики и менеджмента ДВФУ на разработку нового формата организации студенческих практик ввиду низкого качества организации и процесса прохождения студенческих учебных практик вне университета, а также в связи с переходом на новую образовательную модель «Бакалавриат 2.0».
Данная практика тьюторского сопровождения основана на принципах индивидуализации, вариативности, открытости, избыточности образовательной среды, а также творческой активности субъектов образовательной среды и образовательной рефлексии.
Цели практики:
‒ создание условий, способствующих развитию компетенций у тьюторантов и их самоопределения;
‒ создание возможности выбора модулей прохождения учебной практики и свободная навигация внутри модуля;
‒ создание открытой образовательной среды (возможность предложить свой модуль).
Предполагаемые результаты:
- Становление субъектной позиции:
‒ формирование ценностно-смыслового поля обучающихся;
‒ удержание своего субъективного смысла в практической деятельности;
‒ повышение степени самостоятельности.
- Партнерские отношения с субъектами образовательного процесса:
‒ организация взаиморесурсной кооперации в образовательной среде;
‒ умение создать условия для нахождения смыслов своей жизнедеятельности, обучения, формирование образа будущей профессии;
- Анализ личностных ресурсов для формирования будущего образа
своей профессии (для тьюторантов).
- Выход на построение индивидуальной образовательной программы
(для тьютора).
Для организации учебных практик и создания открытой образовательной среды был составлен перечень модулей прохождения учебных практик студентами-бакалаврами ШЭМ ДВФУ. Общая продолжительность учебной практик составляет 72 часа, при этом практика может быть как сквозной, которая предусматривает ее прохождение в течение года/семестра, так и непрерывной в рамках отдельного модуля или нескольких. Студент сам может строить свою навигацию по модулям и по времени. Большинство модулей прохождения ориентировано на создание творческих учебных проектов, которые представляют собой самостоятельно разработанные и исполненные продукты от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной и выполненный под контролем и консультированием преподавателя. Чтобы творческая проектная деятельность состоялась, она должна пройти ряд этапов: подготовки, планирования, исследования, анализа результатов. Каждый этап включает комплекс задач, при успешном решении которых учащиеся переходят к заключительной стадии работы над проектом, выражающейся в оформлении результатов и их представлении или презентации.
Данная практика тьюторского сопровождения включает в себя 4 этапа:
Этап № 1. Мотивационно-диагностический, направленный на изучение потребностей целевой аудитории и выявление запросов участников проекта. На этом этапе происходит знакомство с потенциальной аудиторией, составление индивидуальных и групповых мотивационных профилей, составление и обсуждение графика мест
и времени проведения тьюториалов с возможностью выбора маршрута
Этап № 2. Проектировочный, целью которого является составление совместного плана участников проекта и тьютора, определение сроков, основных мероприятий, проведение тьюториалов согласно графику мест и времени проекта с возможностью выбора маршрута, перечня достижения основных образовательных результатов. Результатом данного этапа является составление построение ресурсной тьюторского сопровождения по 3 векторам (социальный, культурно-предметный, антропологический).
Этап № 3. Реализационный, включающий непосредственно процесс прохождения практики, определение целевых образовательных результатов участников проекта. На данном этапе задача тьютора состоит в том, чтобы помочь тьюторанту понять свои реальные возможности, выявить трудности в прохождении выбранного модуля, а также оказать помощь и поддержку в подборе полезных информационных ресурсов, которые необходимы для их выполнения. Результатом данного этапа является составление отчетной документации.
Этап № 4. Рефлексивный: анализ тьюторантом своего пройденного пути и достигнутых на данном этапе результатов, а также их фиксация. На защиту студенты представляют свой продукт, полученный в ходе практики, отчет о прохождении практики, а также рефлексивный дневник.
Результаты практики были опубликованы в монографии:
Гуремина Н.В. Внедрение технологий индивидуализации и тьюторского сопровождения в учебный процесс высшей школы// Современные образовательные технологи (монография). – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2017. с. 12-29. https://elibrary.ru/item.asp?id=30001576