2015г. Чувашская Республика. Тьюторское сопровождение развития познавательного интереса в предмете
 /  Практики индивидуализации и тьюторства / 2015г. Чувашская Республика. Тьюторское сопровождение развития познавательного интереса в предмете

2015г. Чувашская Республика. Тьюторское сопровождение развития познавательного интереса в предмете

Тьюторское сопровождение развития познавательного интереса в предмете

Регион: Чувашская Республика, г.Чебоксары

Организация: МБОУ «НОШ № 2»/МАОУ «СОШ № 1»

Заявитель: Филиппова Галина Геннадьевна, учитель начальных классов

Статус «тьюторская практика» присвоен в 2015 году.

Срок действия сертификата: до 2018 года.

Контакты:  galiafilippova@yandex.ru

Говоря о современном образовательном процессе, мы, учителя, ведем разговор о таком процессе, в котором ребенок, проживая свою школьную жизнь, успешно реализуется в ситуации выбора из большого спектра возможностей через самостоятельную деятельность, соответствующую задачам его возраста.  Начиная свою работу с первоклассниками, я столкнулась с проблемой, которая меня крайне удивила: дети не спешили проявлять инициативу. Казалось бы, по возрасту они должны были быть любопытными, пытающимися активно познавать новое, стремящимися к самостоятельной познавательной деятельности. Особенно удивили меня мои первоклассники, когда проявили полное равнодушие к предмету «Окружающий мир». Мне-то самой казалось, что это предмет, через освоение учебных материалов которого каждый может активно заявить о своих индивидуальных интересах, но этого не случилось. Я понимала, что необходима такая форма работы, которая спровоцировала бы запуск механизма осознания детьми начальной школы собственной позиции в получении новых знаний, а первоклассники в силу объективных причин (отсутствие личного жизненного опыта, определенных навыков и т.д.) не были готовы к обозначению и проявлению собственных образовательных интересов. Мне же, как учителю общеобразовательной  школы, выполняющему заказ государства и реализующему новые ФГОС, важно было научить детей этому пока еще в рамках хорошо «упакованной» общепринятыми регламентами классно-урочной системы.

Так сложилась практика развития познавательного интереса в предмете на примере дисциплины «Окружающий мир». Я выбрала этот предмет, так как он представляет собой компиляцию нескольких наук и дает некоторый простор для самореализации индивидуальных возможностей ребенка.

Детям на уроке окружающего мира был предложен новый вид деятельности, с которым они еще не были знакомы: поработать с оглавлением учебника «Окружающий мир». Было предложено прочитать оглавление и отметить специальным значком только ту тему, которая больше всего заинтересовала. Другим значком нужно было обозначить тему, по которой сам ребенок что-либо знает (не важно, какой это источник знаний: книги, мама, папа, бабушка, учитель, Интернет). Следующий значок должен был обозначить тему, по которой школьник не только что-то знает, но и может рассказать. Далее значки обозначали следующее: по этой теме я ничего не знаю, но это интересно, хочу ее изучить; эта тема мне не интересна, и изучать ее я не хочу. Итак, возник набор знаков, который используется сейчас мной в работе с любым предметом. Сами значки никакой смысловой нагрузки не несут, они должны легко воспроизводиться детьми вручную.

Из выбранных детьми тем было предложено отметить ту, которую ребенок хотел бы более глубоко изучить, в связи с чем готов ей посвятить большее количество времени. Также ребятам было предложено представить свою работу в любом виде (доклад, презентация, лабораторная работа, опыты, посещение музея и т.д.) и в то время, которое первоклассник выбирает. В результате сложилась карта индивидуальных образовательных интересов первоклассников в области изучения дисциплины «Окружающий мир», которая стала основой моего учительского плана. Все невыбранные темы, но таковых было очень мало, остались предметом моей заботы, а в выбранных темах режиссировали дети, и очень скоро к этой работе подключились родители, которым стало более понятно, чем увлечен и занят их ребенок. Таким образом, изучали этот предмет все вместе, обучая друг друга.

Такая форма работы позволила сформировать личностное отношение детей к знаниям, которые они приобретают. А я как учитель, получив первый такой опыт, попробовала данный прием и в других предметах.

Как организовано пространство. Работа проходила в нескольких пространствах. Это и пространство урока, когда происходил поиск ресурсов и «построение» плана работы в теме. И пространство перемен, если у ребенка назревала необходимость именно «здесь и сейчас» задать вопрос учителю или уточнить что-либо. Работа также продолжалась благодаря использованию Интернета и мобильной связи.

Как организована среда.  Среда становилась избыточной за счет того, что ребенок открывал для себя ресурсы и в классном коллективе, где каждый одноклассник мог быть источником нового знания или новой формы работы, и дома, где таким источником становились родители, бабушки, дедушки. И, конечно же, работа продолжалась за пределами школы и семьи, в библиотеках, в выставочном центре, в музеях и т.д.

Ребенок сам выбирал, чем он будет заниматься сейчас, как он будет работать, когда и с кем хотел бы выполнять работу. Если решал, что ему нужна консультация или помощь специалиста, он обращался за ней, договариваясь со взрослыми, самостоятельно выделяя время для этого. А для меня было важно, чтобы школьник взял на себя ответственность за свое продвижение.

Как организованна работа. Основная работа проходила в учебное время. Во внеурочное время – по запросу ребенка, а позднее и по запросам родителей. В первом классе от родителей не поступало никаких запросов. После второго года обучения, через полтора года практики, на летнем собрании они сформулировали запрос о необходимости некоего навигатора по предметам, в котором были бы основные темы курса, примерный график проверочных и контрольных работ и примерные контрольные работы. Также от них прозвучал запрос на набор ресурсов, которые могут помочь им, родителям, стать полезными их детям.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости