Практика «Тьюторское сопровождение учебной практики студентов-менеджеров»
 /  Альманах тьюторских практик и технологий / Практика «Тьюторское сопровождение учебной практики студентов-менеджеров»

Практика «Тьюторское сопровождение учебной практики студентов-менеджеров»

Аннотация на практику индивидуализации и тьюторства,

реализуемую в системе высшего образования

«Тьюторское сопровождение учебной практики студентов-менеджеров»

Автор: Гуремина Нонна Викторовна, к.г.н., доцент кафедры менеджмента Школы экономики и менеджмента ДВФУ, член МТА

г. Владивосток

Контактный телефон: +7 924 339 3529

E-mail: innov-man@yandex.ru

 

Данная практика возникла в 2016 году как ответ на запрос кафедры менеджмента Школы экономики и менеджмента ДВФУ на разработку нового формата организации студенческих практик ввиду низкого качества организации и процесса прохождения студенческих учебных практик вне университета, а также в связи с переходом на новую образовательную модель «Бакалавриат 2.0».

Данная практика тьюторского сопровождения основана на принципах индивидуализации, вариативности, открытости, избыточности образовательной среды, а также творческой активности субъектов образовательной среды и образовательной рефлексии.

Цели практики:

‒ создание условий, способствующих развитию компетенций у тьюторантов и их самоопределения;

‒ создание возможности выбора модулей прохождения учебной практики и свободная навигация внутри модуля;

‒ создание открытой образовательной среды (возможность предложить свой модуль).

Предполагаемые результаты:

  1. Становление субъектной позиции:

‒ формирование ценностно-смыслового поля обучающихся;

‒ удержание своего субъективного смысла в практической деятельности;

‒ повышение степени самостоятельности.

  1. Партнерские отношения с субъектами образовательного процесса:

‒ организация взаиморесурсной кооперации в образовательной среде;

‒ умение создать условия для нахождения смыслов своей жизнедеятельности, обучения, формирование образа будущей профессии;

  1. Анализ личностных ресурсов для формирования будущего образа

своей профессии (для тьюторантов).

  1. Выход на построение индивидуальной образовательной программы

(для тьютора).

Для организации учебных практик и создания открытой образовательной среды был составлен перечень модулей прохождения учебных практик студентами-бакалаврами ШЭМ ДВФУ. Общая продолжительность учебной практик составляет 72 часа, при этом практика может быть как сквозной, которая предусматривает ее прохождение в течение года/семестра, так и непрерывной в рамках отдельного модуля или нескольких. Студент сам может строить свою навигацию по модулям и по времени. Большинство модулей прохождения ориентировано на создание творческих учебных проектов, которые представляют собой самостоятельно разработанные и исполненные продукты от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной и выполненный под контролем и консультированием преподавателя. Чтобы творческая проектная деятельность состоялась, она должна пройти ряд этапов: подготовки, планирования, исследования, анализа результатов. Каждый этап включает комплекс задач, при успешном решении которых учащиеся переходят к заключительной стадии работы над проектом, выражающейся в оформлении результатов и их представлении или презентации.

Данная практика тьюторского сопровождения включает в себя 4 этапа:

Этап № 1. Мотивационно-диагностический, направленный на изучение потребностей целевой аудитории и выявление запросов участников проекта. На этом этапе происходит знакомство с потенциальной аудиторией, составление индивидуальных и групповых мотивационных профилей, составление и обсуждение графика мест

и времени проведения тьюториалов с возможностью выбора маршрута

Этап № 2. Проектировочный, целью которого является составление совместного плана участников проекта и тьютора, определение сроков, основных мероприятий, проведение тьюториалов согласно графику мест и времени проекта с возможностью выбора маршрута, перечня достижения основных образовательных результатов. Результатом данного этапа является составление построение ресурсной тьюторского сопровождения по 3 векторам (социальный, культурно-предметный,  антропологический).

Этап № 3. Реализационный, включающий непосредственно процесс прохождения практики, определение целевых образовательных результатов участников проекта. На данном этапе задача тьютора состоит в том, чтобы помочь тьюторанту понять свои реальные возможности, выявить трудности в прохождении выбранного модуля, а также оказать помощь и поддержку в подборе полезных информационных ресурсов, которые необходимы для их выполнения. Результатом данного этапа является составление отчетной документации.

Этап № 4. Рефлексивный: анализ тьюторантом своего пройденного пути и достигнутых на данном этапе результатов, а также их фиксация. На защиту студенты представляют свой продукт, полученный в ходе практики, отчет о прохождении практики, а также рефлексивный дневник.

Результаты практики были опубликованы в монографии:

Гуремина Н.В. Внедрение технологий индивидуализации и тьюторского сопровождения в учебный процесс высшей школы// Современные образовательные технологи (монография). – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2017. с. 12-29. https://elibrary.ru/item.asp?id=30001576

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости