Четверг
14 ФевПрактика «Тьюторское сопровождение личностно-профессионального самоопределения подростков с ОВЗ»
Аннотация на практику индивидуализации и тьюторства, реализуемую в открытом образовании «Тьюторское сопровождение личностно-профессионального самоопределения подростков с ОВЗ» Охотиной Софьей Владимировной.
г. Владивосток
Контактный телефон: +7 914 703 9077
E-mail: okhotina@list.ru
Автор практики является матерью подростка с ограниченными возможностями в здоровье (ОВЗ), по базовому образованию биолог, преподавал микробиологию и иммунологию в Тихоокеанском государственном медицинском университете, с 1 сентября 2018 года после окончания магистратуры «Тьюторское сопровождение в образовании» в Дальневосточном федеральном университете работает тьютором в Международной лингвистической школе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.
Цель практики «Тьюторское сопровождение личностно-профессионального самоопределения подростков с ОВЗ» – апробация применения картирования и нарратива в сопровождении процесса формирования образа профессионального будущего у подростка с ОВЗ для организации рефлексии в данном процессе.
Подросток болен с детства. Официальный диагноз: компенсированная форма детского церебрального паралича (ДЦП), правосторонний тетрапарез, логоневроз. Задержка психоречевого развития (ЗПР).
Этапы сопровождения процесса формирования Образа будущего как ориентира собственной образовательной деятельности следующие.
- Проведение диагностики своих желаний, способностей, необходимости деятельности с использованием «Карты моих возможностей» по методике к.п.н., доцента ДВФУ Т.И. Боровковой.
- Создание по результатам диагностики карты внутренних и внешних ресурсов и возможных шагов к обозначенным целям.
- Описание ресурсной карты методом кейс-нарратива по приведенному выше авторскому алгоритму с выходом в возможный Образ будущего.
- Рефлексия совершенных шагов, анализ расширения среды своих ресурсов, фонда своих «хочу» и «могу».
В ходе составления ресурсной карты, при поддержке тьютора, подростком проводится анализ собственных приращений в фонде своих желаний «хочу», формулируются жизненные цели, происходит переосмысление фонда возможностей «могу»; проектируются собственные шаги по направлению к цели.
Через построение нарратива актуализируются мотивация подростка к профессиональному самоопределению, осмыслению своих интересов и возможностей, потребность к расширению интеллектуально-познавательной сферы, преодолению своих затруднений в коммуникации и действиях. Результат сопровождения отражает нарративный дневник, в котором молодой человек анализирует опыт прошлого и, проживая настоящее, предлагает проектные шаги для достижения своих целей. Образ будущего в нарративе: подросток – «профессиональный монтажер, оператор и режиссер документально-исторического кино, выпускник ВГИК, великий кинематографист».
Результаты практики свидетельствуют, что в ходе сопровождения с использованием ресурсной карты и нарративного метода подростку с ОВЗ удалось прописать Образ своего Будущего как смысловой ориентир собственной деятельности с описанием возможностей и проектных шагов продвижения к цели. Сегодня подросток уверенно движется к созданному образу, поступил в колледж сервиса и дизайна ВГУЭС после окончания 11 класса обычной школы, активно реализует проектные идеи в городе Владивостоке.
Подросток встречает поддержку своих инициатив со стороны сопровождающего, обретает веру в себя и свои силы.
На основе нарратива автором разработаны упражнения, работающие на формирование образа профессионального будущего, которые были успешно апробированы как в инклюзивной тьюторской практике при сопровождении формирования образа будущего у подростка с ОВЗ, так и студентов 1-2 курсов медицинского вуза.
Автор в описании практики убедительно показывает, как с помощью картирования и метода нарративного интервью организована рефлексия, что помогает строить практику на основе принципа индивидуализации в ракурсе концепции «заботы о себе», развития экологичного мышления и формирования «Образа Будущего».
Охотина С.В. часто делится опытом реализации идей и методов, заложенных в данной практике, на конференциях, семинарах, в том числе, выездных. Ею опубликованы 4 статьи с описанием данной практики.