Практика «Тьюторская позиция педагога начальных классов в образовательном пространстве школы»
 /  Альманах тьюторских практик и технологий / Практика «Тьюторская позиция педагога начальных классов в образовательном пространстве школы»

Практика «Тьюторская позиция педагога начальных классов в образовательном пространстве школы»

«Тьюторская позиция педагога начальных классов в образовательном пространстве школы».

Автор:  Пигарева Наталья Геннадьевна, учитель МАОУ «СОШ №135» г. Перми.

Практика реализуется педагогами начальной школы, проявляющих себя в тьюторской позиции. В качестве концептуальных основ практики выделены следующие понятия: тьюторская позиция педагога, субъектность ребенка, принцип индивидуализации, индивидуальные учебные планы, принцип расширения образовательного пространства.Цель данной практики заключается в создании педагогами в тьюторской позиции условий для формирования субъектной позиции младшего школьника (субъектности)[1], развития образовательного выбора[2], самоопределения[3], самостоятельности[4] и рефлексивной деятельности[5] учащегося.

Практика реализуется при расширении педагогической позиции учителя начальных классов[6]. При этом  направленностью деятельности педагогов в тьюторской позиции становится учет специфики начального образования, а именно:

1) «выявление познавательного интереса, фиксация познавательного интереса, широкое использование образовательного потенциала учебной деятельности как ведущей»[7];

2) развитие познавательной деятельности, ситуации мотивации и стимулирования самостоятельной деятельности;

3) построение образовательного пространства на основе широкого познавательного интереса  и научения делать осознанный выбор,  рефлексивного отношения к совершенному действию.

Примером реализации практики в образовательном пространстве учебной деятельности могут служить:

  • разработанные педагогами учебные, проектные задачи и сценарные уроки: «Почему закрываются шишки?» (О.А. Красных), «Линии и точка» (Л.С. Яблокова), «Наблюдение процессов. Свойства кристаллов» (Н.Г. Пигарева), «Профессиональный словарь», «Новогодние приключения Вити и Маши» (Н.В. Красноперова, Е.В. Владыкина, Л.С. Яблокова),  «День рождения» (И.А. Деменева),  «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина» (Н.Г. Пигарева) и др.;
  • различные направления, реализуемые в рамках ПГМО («технология и конструирование», «технология и hand made», «технология и экология», «технология и досуг», «технология и краеведение»).

Примером реализации практики в образовательном пространстве внеурочной деятельности могут служить:

  • линейные занятия (занятия организуются еженедельно, теория сочетается с практикой) по программам: «Умники и умницы» (Т.В. Алешкина), «Спортивная аэробика» (К.Н. Серебряков), «ЛЕГО-конструирование» (Н.Г. Пигарева, А.В. Гюнтер) и др.;
  • концентрированные занятия (занятия представляют собой чередование «погружений» и периодов между «погружениями») по программам: «Мир вокруг нас» (А.В. Гюнтер), «Проектная деятельность: Реализация модулей ИУМК «Новая начальная школа» и др.;
  • занятия по программам технологической направленности (реализация технологического компонента начального общего образования): «ЛЕГО-конструирование», «Робототехника» (А.Д. Терехин), «3D-моделирование» (Т.С. Мещерякова), «Экономика» (И.А. Деменева), «ТРИЗ» (И.А. Деменева, Л.С. Яблокова), «Юный дизайнер» (Л.С. Яблокова), «Юный корреспондент» (А.С. Куляпин), «Начальное техническое моделирование» (И.А. Деменева, А.В. Гюнтер), «Юный конструктор мультфильмов» (Е.В. Макарова) и др.

Эффектом практики можно считать ее комплексность (включенность в целостный образовательный процесс начальной школы), масштабность (включенность педагогического коллективов начальной школы и других педагогов образовательной организации), перспективность (расширение образовательного пространства во всех направлениях, выход за рамки образовательной организации), воспроизводимость (реализация деятельностной практики при соблюдении организационно-управленческих условий).

 

[1] Под субъектностью понимается деятельность личности как источника познания; деятельность, направленная на ее преобразование.

[2]  Понятие выбора рассматривается как образовательный принцип, основанный на умении выбирать и принимать личностно значимые решения из имеющегося множества вариантов.

[3]  Самоопределение представлено как сознательный выбор и утверждение субъектом своей позиции в различных ситуациях.

[4]  Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

[5]  Рефлексивная деятельность представляет собой «мыслительный» процесс, направленный на анализ и понимание самого себя и собственных действий.

[6] Под расширением педагогической позиции педагога понимается расширение функциональных обязанностей, формирование субъектной позиции педагога и осознание новых позиций учителя в образовательной деятельности.

[7] Теров А. А. К вопросу о моделях тьюторского сопровождения в образовательном учреждении // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора. Сборник. М.: Изд-во АПКиППРО. –  2011. – С. 34.

 

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости