Пятница
21 Июн2017 г. Санкт-Петербург. Методическая разработка «Проектирование индивидуальной образовательной программы учащимися старших классов»
Методическая разработка «Проектирование индивидуальной образовательной программы учащимися старших классов»
Методическая разработка «Проектирование индивидуальной образовательной программы учащимися старших классов» предназначена для сопровождения процессов индивидуализации образования, предполагает создание условий для самоопределения обучающихся и одновременно развития тьюторской позиции педагогов.
Продукт направлен на решение задач организации предпрофильной подготовки и профильного обучения и ориентируется на ФГОС СОО, концепцию профильного образования и содержание профессиональных стандартов в системе образования, в том числе – корпоративный стандарт Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА).
Особенностью комплекса является создание условий для формирования проектных умений обучающихся и реализации индивидуальной образовательной программы. Мы ориентируем тьюторантов (обучающихся) на ресурсы образовательной среды Санкт-Петербурга (сайт вакансий Санкт-Петербурга, навигатор профильного обучения информационно-методического центра Московского района, общеобразовательные учреждения, ВУЗы и др.) с помощью навигации через QR коды в рабочей тетради. Обучающимся предоставляется возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы, элективные предметы по выбору, социальные практики, сетевые события, групповые и индивидуальные проекты.
Методическая разработка включает:
- программу элективного предмета прикладного вида для обучающихся 9, 10 классов «Проектирование индивидуальной образовательной программы»:
Авторы: Иванова Е.Е., Олефир Л.Н., утвержден ЭНМС СПб АППО (Протокол № 3 от 10.11.2015)
Программа элективного предмета рассчитана на 34 часа, половина из которых отводится на самостоятельную проектную деятельность обучающихся. Программа позволяет учащимся познакомиться с понятиями «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальный учебный план» и «индивидуальная образовательная программа», получить опыт выбора образовательных ресурсов и проектной деятельности, по сути – опыт саморазвития и личной ответственности за свое образование |
- рабочую тетрадь к элективному предмету «Проектирование индивидуальной образовательной программы». Предпрофильная подготовка и профильное обучение в рамках ФГОС»
Авторы: Иванова Е.Е., Олефир Л.Н., Щукина Н.И. – Санкт-Петербург: Изд-во: Общество с ограниченной ответственностью – полиграфический центр «КАРО», 2017. – 25с. ISBN 978-5-9925-1258-8
Рабочая тетрадь содержит учебные материалы элективного предмета, включая иллюстративный материал и задания для учащихся, разбитые по темам и отсылающие обучающихся к дополнительным образовательным ресурсам с помощью QR- кодов |
- интерактивный кодификатор. Кодификатор разбит на 2 части:
Авторы: Иванова Е.Е., Олефир Л.Н., Щукина Н.И
Размещен на сайте ГБОУ школы № 643 Московского района Санкт-Петербурга, в разделе ОЭР опытно экспериментальной работы http://643spb.edusite.ru/opytno-eksperimentalnaya-rabota/interaktivnyj-identifikator/
Представляет собой интерактивный ресурс, позволяющий обучающимся и педагогам оперативно получить нужную информацию |
Первая часть адресована тьюторанту и содержит материалы для диагностики индивидуальных способностей, портфолио, информацию об олимпиадах и конкурсах, доступных образовательных практиках.
Вторая часть адресована тьютору и содержит отрытые для пополнения методические материалы, сайты и публикации для самообразования педагогов.
Интерактивный кодификатор, с одной стороны, расширяет и дополняет рабочую тетрадь для обучающихся, обеспечивает информационное сопровождение образовательной деятельности, с другой – позволяет педагогам самостоятельно повысить уровень профессиональной квалификации;
- Органайзер начинающего тьютора:
Автор – Олефир Л.Н. методические рекомендации к рабочей тетради по элективному предмету «Проектирование индивидуальной образовательной программы»
Органайзер представляет из себя методические рекомендации, которые позволяют получить методическую поддержку любому педагогу, использующему учебные, информационно-методические материалы и осваивающему технологию сопровождения процесса проектирования индивидуальных образовательных маршрутов |
Методическая разработка прошла независимую экспертизу в рамках Летнего университета тьюторства (г. Иркутск) и получила следующее заключение: рекомендована для использования в программах магистратуры и аспирантуры в области индивидуализации образования.
Методическая разработка «Проектирование индивидуальной образовательной программы учащимися старших классов» направлена на создание условий для формирования проектных компетенций и регулятивно-рефлексивных универсальных учебных действий обучающихся при реализации индивидуальной образовательной программы.
Обучающийся, выбрав элективный курс, в процессе его изучения разрабатывает свою образовательную программу, добавляя образовательные события, конкурсы, олимпиады, конференции, проекты и другие виды профессиональных проб. На этом пути его сопровождает тьютор и учителя урочной, внеурочной деятельности, педагоги дополнительного образования.
Программа элективного курса и рабочая тетрадь позволяют организовать процесс проектирования индивидуальной образовательной программы в любой школе.
В качестве важного условия успешной реализации программы элективного курса предлагается использование элементов и приемов технологии тьюторского сопровождения ИОП, поэтому программа выстроена как технология тьюторского действия по этапам:
- выявление образовательного интереса;
- поиск ресурсов для реализации;
- собственно проектирование;
- сопровождение процесса реализации;
- рефлексия полученных результатов и корректировка проекта, в случае необходимости.
«Органайзер начинающего тьютора» содержит материалы, насыщенные большим количеством разных подходов, методик, технологий и отдельно взятых диагностических и дидактических техник и приемов, построенных на принципе индивидуализации образования. Органайзер поможет и молодым начинающим педагогам, и педагогам, недостаточно хорошо знакомым с технологиями индивидуализации и тьюторского сопровождения.
Еще одним важнейшим компонентом сопровождения становится расширение образовательного пространства индивидуализации за счет сетевых образовательных ресурсов. Интерактивный кодификатор как открытый, сетевой, обновляющийся ресурс позволяет оперативно найти информацию и обучающимся, и педагогам.Например, в теме «Продвижение по образовательному маршруту, сотрудничество, планирование карьеры, лидерство» обучающиеся пользуются ресурсами сетевых партнеров: ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга, Центра детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга (ЦДЮТТ), Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП), Государственного музея-заповедника (ГМЗ) «Павловск» и др.
1.ИМЦ 2. ЦДЮТТ 3. СПбГУП 4. ГМЗ «Павловск»
http://imc-mosk.ru/http://www.cdutt.ru/http://www.gup.ru/http://www.pavlovskmuseum.ru/
Прогнозируемые результаты и эффекты:
- Увеличение доли школьников, обучающихся по индивидуальным учебным планам и индивидуальным образовательным программам.
- Развитие регулятивно-рефлексивных универсальных учебных действий, компетенций, связанных с профессиональным самоопределением и самореализацией обучающихся.
- Развитие личной ответственности обучающихся за результаты своего образования.
Социально-педагогические эффекты:
- повышение уровня готовности образовательных организаций к введению ФГОС СОО;
- создание условий индивидуализации образования в образовательной системе Санкт-Петербурга;
- повышение профессиональной квалификации педагогических кадров в области индивидуализации образования, сопровождения процессов проектирования индивидуальных образовательных маршрутов школьников;
- создание условий для введения нового профессионального стандарта педагога;
- развитие вариативности образовательных ресурсов, поля возможностей для самореализации школьников;
- повышение качества предпрофильной подготовки и профильного обучения при получении среднего общего образования;
- овладение педагогами методологией открытого образования, появление новых форм партнерства, сетевых отношений субъектов образовательной деятельности.