Пятница
11 ОктВладивосток. Магистерская программа «Тьюторское сопровождение в образовании» ДВФУ
Аннотация (общая характеристика)
основной профессиональной образовательной программы
по направлению подготовки
44.04.02 Психолого-педагогическое образование,
магистерская программа «Тьюторское сопровождение в образовании»
Квалификация – магистр
Нормативный срок освоения – 2 года
Цели и задачи основной профессиональной образовательной программы
Создание магистерской программы «Тьюторское сопровождение в образовании» имеет главной целью подготовку высококвалифицированных тьюторов для реализации особой педагогической деятельности по сопровождению формирования и реализации индивидуальных образовательных программ, а также проектированию, прогнозированию, конструированию и использованию технологий тьюторского сопровождения как в рамках образовательных организаций, так и в пространстве открытого образования.
Целью магистерской программы «Тьюторское сопровождение в образовании» является подготовка высококвалифицированных специалистов, готовых к овладению глубокими теоретическими знаниями и практическими компетенциями для работы в области фундаментальных и прикладных педагогики и психологии, в области образования и социальной сферы, в области антропопрактик, среди которых важное место занимают тьюторские практики как эффективные практики индивидуализации, в области прикладных образовательных технологий.
Программа позволяет последовательно ознакомить студентов с методологическими и методическими основами тьюторской деятельности, педагогического проектирования процессов индивидуализации и тьюторского сопровождения инновационных практик в образовательных организациях, проведения педагогических исследований в области образовательной деятельности.
Задачи основной профессиональной образовательной программы являются:
- Развивать способности магистрантов проектировать модели индивидуализации и тьюторского сопровождения построения и реализации индивидуальных образовательных программ субъектами системы российского образования, социальной сферы не только в рамках государственных образовательных организаций (в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, техникумах и колледжах, вузах, учреждениях дополнительного образования, учреждениях повышения квалификации), но и в построении человеком стратегии непрерывного образования в течение всей своей жизни в пространстве открытого образования.
- Обеспечивать развитие компетенций в области тьюторского сопровождения обучающихся, имеющих особые образовательные потребности, ограниченные возможности здоровья в общем, профессиональном, дополнительном образовании и профессионального обучении.
- Формировать готовность магистрантов к инновационным преобразованиям в области культурных, педагогических и анропо-ориентированных практик.
- Способствовать совершенствованию эффективности научно-исследовательской деятельности магистрантов.
Область профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает:
деятельность в сфере образования;
деятельность в социальной сфере;
деятельность в сфере здравоохранения;
деятельность в сфере культуры.
Специфика магистерской программы «Тьюторское сопровождение в образовании» заключается в ориентации на подготовку специалистов в области психолого-педагогического исследования, практического применения и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в образовательных организациях всех типов и всех уровней, в том числе, дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования; сопровождения личностно-ресурсных программ в учреждениях социальной сферы (в частности, культуры, социальной защиты и др.); социально-реабилитационных центрах, центрах диагностики и консультирования по проблемам личности, центрах академической мобильности, центрах развития тьюторских практик, центрах досуга, культурно-спортивных комплексах и др.
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности магистров являются:
- обучение;
- воспитание;
- социализация;
- индивидуально-личностное развитие обучающихся;
- здоровье обучающихся;
- здоровье-сберегающие технологии образования;
- психолого-педагогическое и социальное сопровождение участников образовательных отношений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Деятельность выпускника направлена на анализ, проектирование и внедрение в данные объекты современных образовательных практик с учетом специфики поставленных целей и задач.
Объектами профессиональной деятельности магистров образовательной программы «Тьюторское сопровождение в образовании» являются:
- образовательная деятельность обучающихся;
- образовательный процесс в различных институциональных и социальных образовательных структурах (в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей и др.);
- социальные системы, в которых реализуются задачи воспитания подрастающего поколения;
- система научно-исследовательской и экспертной деятельности в области образовательных практик.
Виды профессиональной деятельности. Профессиональные задачи
Выпускники, освоившие основную профессиональную образовательную программу по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, магистерская программа «Тьюторское сопровождение в образовании» готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:
- психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, в том числе психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- научно-исследовательская деятельность.
Специфические особенности ОПОП
Актуальность данной программы обусловлена процессом развития современного общества: кардинальные преобразования в культурной и социально-экономической жизни обусловили появление новых ценностей в образовании, сформировали в обществе устойчивые запросы на специалистов, обладающих глубокими знаниями в области психологии и педагогики воспитания, способных к самостоятельной научно-исследовательской, научно-педагогической, преподавательской и практической деятельности.
Тьюторская деятельность как эффективная практика индивидуализации, являясь прикладной областью, рассматривается современной наукой как гуманитарная практика педагогов-профессионалов, направленная на педагогическую поддержку процессов становления и сопровождения в каждом ребенке гражданина, человека культуры, нравственной личности, способной к смягчению социальной напряженности, оздоровлению окружающей среды, созданию культурного пространства жизни, в том числе, умеющего определять для себя личностные смыслы жизнедеятельности, стратегию своей жизни.
Магистерская программа «Тьюторское сопровождение в образовании» направлена на реализацию потребности общества в квалифицированном профессионале, обладающим навыками и практическим опытом осуществления деятельности сопровождения в аспекте обращения к экзистенциальным проблемам человека, проблемам его целостного бытия, самостановления, саморазвития, самообразования.
Актуальность подготовки специалистов данного профиля на современном рынке труда определяется востребованностью в современном обществе формирования стратегии продолжения человеком своего образования через построение индивидуальной образовательной программы.
Это проявляется в расширении форм получения образования и форм обучения вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в частности, в форме семейного образования и самообразования, усиление ответственности родителей за образование детей по Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны общества и государства. Внедрение Государственных образовательных стандартов общего образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), Федеральных государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования основаны на принципах индивидуализации и других принципах открытого образования. Полноценная реализация таких стандартов возможна при наличии в образовании профессиональных тьюторов и (или) педагогов с тьюторской компетентностью. В Единый тарифно-квалификационный справочник профессий и должностей работников образования, принятый Приказом Минздравсоцразвития РФ №761 от 26.08.2010 года, включена профессия «Тьютор».
Обязательства России по выполнению Болонских соглашений предполагают такое переустройство высшего профессионального образования, в котором ключевую позицию будет занимать тьютор –представитель профессии, предполагающей особое сопровождение разработки и реализации каждым студентом индивидуальной образовательной программы, предусматривающей профессиональное становление и развитие. Оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны обучающегося, семьи по удовлетворению индивидуальных образовательных запросов, потребностей, продвижение обучающегося по индивидуальной траектории в пространстве образовательных организаций, в социуме. Введено тьюторское сопровождение профильного обучения в старших классах школы. Оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны части представителей педагогического сообщества в ходе информального образования (образования за пределами стандартной образовательной среды – индивидуальная познавательная деятельность).
Востребованность квалифицированных профессионалов, обладающих навыками и практическим опытом решения проблем в коммуникации с субъектами социума, налаживании социальных контактов, связей как непосредственно, так и опосредованно, через освоение коммуникативно-рефлексивных методик, техник, технологий, культурных форм коммуникаций в деловой сфере, сферах науки, культуры и образования, на современном этапе обусловливает конкурентные преимущества выпускников магистерской программы «Тьюторское сопровождение в образовании» на рынке труда.
Спрос на профессиональных тьюторов растет, так как люди начинают формировать свои запросы и тьюторство начинают воспринимать, как новый культурный уровень в системе непрерывного образования.
Магистерская программа «Тьюторское сопровождение в образовании» основана на широкой философской базе, опирающейся на анализ тенденций развития человеческой цивилизации, фиксирующей усиление ценности индивидуального, в том числе индивидуального образовательного пути (программы, траектории), обеспечивающей качественную профессиональную подготовку выпускников не только в области образования, но и в других отраслях социальной сферы (культуре, социальной защите, здравоохранении, физической культуре и спорте).
Учитывая, что системообразующим для деятельности является ценностно-смысловой компонент сознания педагога и его методологическая подготовка, в базовую часть программы включены дисциплины: «Теоретико-методологические основы педагогики и образования», «Интеллектуальное воспитание участников образовательного процесса», «Управление гуманитарными системами в образовании».
Реализация целого ряда курсов общеметодологической, культурологической направленности, в частности, изучение дисциплин вариативной части «Технологии открытого образования», «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства», а также дисциплин профессионального цикла («Тьюторское сопровождение индивидуализации в вузе», «Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования в условиях индивидуализации» и др.) формируют у выпускников навыки использования при разработке и реализации индивидуальных образовательных программ образовательных ресурсов для удовлетворения индивидуальных потребностей, для реализации индивидуальных образовательных целей, в том числе за пределами образовательной организации; осуществлять профессиональные функции посредника, координатора взаимодействия, сопровождающего выбор профессии, принятие решения, личностного самоопределения в трудных жизненных ситуациях и пр.
Основное внимание уделяется проектированию технологического и индивидуализированного содержания образования, построенного на принципах открытости, индивидуализации, вариативности. При подготовке магистров акцент ставится не только на формировании конкретных знаний в области педагогики и психологии, но и на развитии у выпускников инновационного проектного мышления.
Профессия «Тьютор» отнесена к категории новых, инновационных для отечественного образования и российского общества в целом, профессий. В условиях, когда перестраиваются традиционные системы воспроизводства (прежде всего сфера обучения, образования и подготовки кадров), и складывается реальность индивидуальных образовательных программ, фундаментальная подготовка выпускников с обеспечением возможности проводить самостоятельную научно-исследовательскую деятельность и самостоятельно развивать профессиональные качества отвечает требованиям современного рынка труда в создании инновационных образовательных сред, процессов, программ, проектов под задачи развития человеческого капитала и требованиям потенциальных работодателей (образовательные организации всех типов и видов, социально-реабилитационные центры, социальные службы и психологические центры, центры диагностики и консультирования, центры академической мобильности, центры развития тьюторских практик и др.).
Перспективы трудоустройства выпускников.
Широкий спектр приобретаемых выпускником аналитических и практических навыков, связанных с формированием компетенций в области индивидуализации образования и тьюторского сопровождения построения и реализации индивидуальных образовательных программ в образовательных организациях и личностно-ресурсных программ в учреждениях социальной сферы, создает условия для успешной работы не только в российских, но и в международных образовательных организациях различного типа и вида (по программе «Тьюторское сопровождение в образовании» обучаются студенты из КНР, Вьетнама).
Выпускник, освоивший данную магистерскую программу, может работать в инновационных учреждениях образования и социальной сферы по новой, крайне востребованной сегодня, эксклюзивной специальности.
Руководитель ОП, к.п.н., доцент Т.И. Боровкова