Вторник
8 Авг2023 г. Москва Аннотация. «Тьюторское сопровождение в событийных форматах в подходе «Два к одному». Тьюторская технология сопровождения взрослых. Онлайн
Аннотация. «Тьюторское сопровождение в событийных форматах в подходе «Два к одному». Тьюторская технология сопровождения взрослых. Онлайн
Авторы: Спекторова Галина Витальевна, Чернис Юлия Анатольевна, тьюторы-практики, магистры педагогики, члены МТА, г. Москва.
Создание технологии стало ответом на запрос организаторов и участников крупного мероприятия ПиР-2021 на тьюторское сопровождение, предполагающее навигацию участников, формирование ИОМ, рефлексивный анализ.
Тьюторская задача: очередное крупное мероприятие становится событием для его участников.
Цель тьюторской технологии – становление субъектной позиции участников мероприятия – события, в том числе через работу тьюторов с личными ценностями и смыслами.
Инновационность предлагаемой технологии:
1) Работа пары тьюторов – профессионалов; тандем, как особая сущность. Реализация сопровождения с усиленной эффективностью – «тьюториал в тьюториале».
2) Визуализирование вопрошания. Авторский инструмент «ВопроФото».
3) Реализация индивидуальной линии сопровождения отдельных участников внутри мини-группы.
4) Эффект мини-группы при сопровождении одного участника парой тьюторов.
Технология разработана с опорой на следующие концептуальные основания: Фуко М., Франкл В. – роль наставника; Щедровицкий Г.П – схема шага развития, интерсубъективное взаимодействие; Слободчиков В.И. – субъектность; Б.Д. Эльконин – событие; Т.М. Ковалева – образовательное событие; В.М. Розин – техники вопрошания, как инструменты организации коллективного действия.
Технология реализована и представлена в крупных образовательных событиях ПиР-2021, ПиР-2022; ЛУТ-2022. Проведены три потока обучения-погружения по программе сопровождения, обучены несколько пар тьюторов, продемонстрировавших эффективность, результативность и возможность отчуждения и передачи.
Технология сопровождения предусматривает проведение трех онлайн-встреч (длительность 60-90 мин) в мини-группах (до 6 чел); модульный формат закладывает возможность сокращенного участия по желанию и возможности тьюторанта (одна, две встречи; рефлексивная 3-ая – по запросу, с применением вариативных инструментов).
Авторами технологии разработан и апробирован инструментарий обнаружения и оценки результативности и эффективности прохождения технологического цикла участниками.
Шаги технологического цикла:
- Фиксация первичной цели.
- Работа с критериями выбора на входе.
- Работа с будущим в фокусе идеального результата.
- Уточнение критериев выбора. Второе приближение.
- Промежуточная рефлексия 1.
- Этап работы с творческим инструмент “Вопрофото”.
- Критерии выбора. Итоги.
- Актуальные цели. Итоги.
- Ранжирование выбора. “Светофор”.
- Рефлексия 2.
- Работа с настоящим на модели будущего.
- Рефлексия 3. Итоги.
Тьюторская технология сопровождения в событийных форматах в подходе «Два к одному» была представлена на профессионально-общественную экспертизу для получения статуса МТА как технологии индивидуализации и тьюторства в рамках открытой экспертной лаборатории 14.12.2022 г.
Экспертами отмечены сильные стороны технологии:
– нестандартность и инновационность предлагаемого решения;
– работа на создание/усиление: эффекта личной значимости общего события; условий для позиционного профессионального и ценностного самоопределения при подготовке к участию в образовательном событии; коммуникации по поводу участия в событии и групповой рефлексии результатов участия. Такое интерсубъективное взаимодействие тьюторов и тьюторанта, совместная мыследеятельностная коммуникация, совместное сценирование и совместные пробные действия в выбранных каждым позициях позволяют достигать коллективного продуктивного действия (тьюториал в тьюториале);
– использование цифровых инструментов в организации ТС маршрутов участников в рамках больших мероприятий типа форума, конференции, модульной образовательной программы и т.д.
Технология успешно прошла открытую экспертизу практик индивидуализации и тьюторства на соответствие статуса МТА в рамках Летнего Университета наставничества и тьюторства 2023; семинар Петербургского регионального отделения МТА совместно с ИМЦ Московского района – “МУЛЬТИПИТЧ наставнических пар (команд)” 20.06.2023 г. Федеральными эксперты МТА: Князева Т.Б., Олефир Л.Н., региональный эксперт МТА – Лазарева Л.И.