Высшее образование в Америке. Возможности для индивидуализации.
 /  Высшее образование / Высшее образование в Америке. Возможности для индивидуализации.

Высшее образование в Америке. Возможности для индивидуализации.

Где учиться – в России или за рубежом?

Какие маркеры индивидуализации можно заметить в американских ВУЗах? Что стоит перенять?

Попробуем дать вам пищу для размышлений.

Данная публикация не претендует на статус статьи, это всего лишь микс, информационный салат нарезанный из цеиат и приправленный комментариями.
Основным ингредиентом моего информационного салата является статья опубликованная на Меле
Редактор «Медузы» (а в прошлом редактор “Афиши” Александр Горбачёв рассказал “о том, как учился журналистике в университете Миссури”.

Полную версию статьи читайте по ссылке выше.

Россия или Америка?

Пара цитат и капля комментариев для самоопределения тем, кто думает – где учиться?

“…Дело в том, что там гораздо более иерархизирована карьера. Если журналист становится даже простым редактором в 28 — это уже что-то исключительное…”

Это скорее не про учение, а про жизнь после. )

“…Дальше были экзамены TOEFL и GRE. GRE — американский экзамен для поступления в магистратуру… Там есть вербальная и математическая часть, которую я даже сдал лучше, хотя не петрю в математике. Но там нужно было решать задачи из репертуара нашего седьмого класса: вычислять площадь круга, базовые квадратные уравнения и так далее.

А вербальные — это тест, в котором нужно вставлять подходящие по смыслу слова в предложения. Там на выбор даётся шесть слов, из которых ты знаешь одно, потому что они очень специальные. Условно говоря, как здесь американцы сдавали бы тест по словарю Даля…”

Хорошая идея – тест по словарю Даля! 

“… Градус энтузиазма в потреблении алкоголя у американцев неслыханный.

Студенты в Америке действительно отдыхают именно так, как это показано в голливудских фильмах и сериалах. Постоянные вечеринки в барах и больших домах, алкогольные игры, когда бросаешь шарик в пивную кружку, пьёшь на скорость.
А американские студенты создают групповые чаты, в которых ближе к концу недели истерично начинают писать, «Давайте сегодня пойдём и нажрёмся». И успешно нажираются до какого-то дикого состояния…”

В противовес о мифе “русского пьянства”…

Маркеры индивидуализации (что можно увидеть, что стоило бы перенять)

“…особенных ожиданий у меня не было. … Разве что предполагал, что там, в отличие от России, будет активная вовлечённость в учебный процесс. Не будет такого, что ты просто тупишь в телефон, а лекция идёт мимо тебя. Что лекция там больше похожа на семинар, диалог. Так и получилось.

У магистранта есть некоторое количество кредитов. У меня было 37 на четыре семестра. За эти кредиты нужно выбирать себе курсы, абсолютно произвольно. Есть научные курсы, не очень нужные журналистам, но которые им навязывают, типа методологии. Но они на самом деле помогают в написании диссертации, ну и вообще — лишними не бывают.

Если бы я, приехав туда, решил, что хочу быть фотографом, и выбрал бы себе три курса по фотографии, никто бы меня не остановил. Разве что есть так называемые фокусы — газетная периодика, журнальная…”

Что получиться, если ввести такие кредиты у нас? Что мы будем выбирать? Или чего мы выбирать не будем?

“…в неделю было всего четыре пары. Или максимум шесть. Но это компенсировалось самостоятельной работой: нужно было всё время писать тексты, участвовать в групповых исследованиях. В университете загружают большим количество чтения и письма. Стандартное задание — прочитать 150 страниц про журналистскую этику, историю журналистики и так далее. И написать на две страницы reflection paper — твои мысли по поводу прочитанного. В России такого вроде бы нет…”

Писать свои мысли по поводу прочитанного, это, конечно, очень важный навык выделяющий человека из “обучаемых” или даже “обучающихСя”

“…Никакой зубрёжки там нет. … Может, проблема российской журналистики, что у нас зубрят. Не было ни одного теста на знание. Вместо экзамена ты просто пишешь длинный текст, делаешь проект или бизнес-план. Ты применяешь знания, вместо того чтобы о них рассказывать.

Нельзя сказать, что преподаватели сильно отличаются от наших. Наверное, в Америке более неформальное общение, всегда можно зайти и спросить.
Была молодая преподавательница, которая … очень много ругалась — fuck, shit, ну и так далее. Видимо, чтобы установить неформальные отношения. Но с другой стороны, требовала, чтобы её не называли по имени. При этом моего научрука, который был уже в возрасте, студенты называли не иначе как Рэнди.

Было классно, что мы работали с конкретными изданиями. Была южноафриканская газета, у которой всё было плохо, и мы думали, как им эти показатели улучшить. … Наш преподаватель сказал: «Давайте обсудим этот проект в кафе за завтраком, я заплачу». И вот мы сидели, ели яичницу с бобами и обсуждали, как спасать эту африканскую газету.

Более неформальные отношения с преподавателями, чем в России, объясняются ещё и номинативными практиками языков.
Всё-таки имя-отчество создает дистанцию. Когда я учился на бакалавра в Москве, выпивал с преподавателями, но дистанция оставалась. А здесь из-за того, что называешь друг друга по имени, создаётся ощущение равенства, и легче наладить доброжелательные отношения…”

И как же нашим старшеклассникам сложно к этому привыкнуть! Из личного опыта: Порой на первых тьюториалах в прямом смысле слова выпытывают отчество, чтобы задать вопрос когда представишься только “Антон”.

“…Эта стажировка помогла мне перезапустить карьеру, чего я и хотел. Я понял, чем мне по-настоящему интересно заниматься…”

Мысль 1 – магистратура – это реальная работа, стажировка, а не зубрёж по новой.
Мысль 2 – не самоопределиться перед тем как учиться, а учиться чтобы самоопределиться!

“…Журналистике не нужно учить пять лет. Нынешним старшеклассникам я бы не советовал получать журналистское образование. Не нужно учить журналистике пять лет. Это навык, который может быть обретён достаточно быстро. И чтобы наработать связи совсем не обязательно терять столько лет. Лучше поступать на филфак … Чтобы на тебя обратили внимание, достаточно делать в фейсбуке что-нибудь симпатичное. Сейчас в журналистике существует нехватка хороших кадров, так что если хочешь и можешь работать, вэлкам…”

Последняя цитата тем, кто самоопределяется в профессиональном плане и задаётся вопросом “филфак или журфак?”

Надеюсь, данный “информационный салат” пришёлся вам по вкусу.

Антон Чупринин.

Координатор страницы Высшее образование

Красовская Наталья Николаевна

Красовская Наталья Николаевна

krasovskaya.n@gmail.com

Образование:

  • Саратовский государственный университет им.Н.Г.Чернышевского, Саратов Биологический факультет, отделение психологии. Психолог, преподаватель психологии
  • Поволжская академия государственной службы (ПАГС) Аспирантура по специальности «Социальная философия»
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва Факультет государственного управления. Магистр менеджмента, направление подготовки «Управление изменениями».

Место работы:

  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва

Должность:

  • Заместитель декана, старший преподаватель, начальник отдела индивидуализации образования факультета Liberal Arts College Института общественных наук

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости