Среда
22 ЯнвТьюторство – это то, что каждый вуз понимает по-своему?
Инициативная группа отдела индивидуализации образования факультета Liberal Arts College Института общественных наук РАНХиГС заинтересовалась тем, какие тьюторские практики существуют в современных российских вузах. Интерес возник в том числе в связи с написанием и выходом в свет монографии «Становление тьюторской модели современного университета в России» (Издательский Дом Томского государственного университета, 2019). Книга спровоцировала размышления о проблемах распространения самой идеи тьюторства в высшем образовании, формировании запроса на тьюторское сопровождение студентов, а также, понимании феномена тьюторства в традиционной структуре российского вуза.
В первой главе монографии Президент Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяна Михайловна Ковалёва пишет: «Учитывая сверхсложность и противоречивость становящейся картины мира, в котором нет системности, ясности и законченности, индивидуальный профессиональный и личностный смысл для студента может каждый раз воссоздаваться за счет специальной организации университетской образовательной среды, в которой представлены различные ресурсы современной науки, есть возможность множественных проб в различных областях современного знания, рефлексии своего опыта и, как следствие, осознанного построения индивидуальной образовательной программы. Таким образом, универсум знания современного студента воссоздается за счет формирования личностного смысла освоенных им индивидуальных образовательных различных маршрутов в мире современного научного знания. Современные европейские университеты нового типа, определяемые как проектно-исследовательские, продолжают и сегодня тьюторскую традицию, но выделяют в качестве главной ценности образования умение работать с управляемым будущим. В этом контексте вновь становится востребованной тьюторская деятельность, где «тьютор начинает выполнять для студента функцию соразработчика образовательных проектов или программ, выступает как консультант в сфере образовательных услуг», совмещая позицию наставника, ассистента и проектировщика».
Так тьюторство понимается и трактуется в профессиональной среде. Но просматривая сайты российских вузов, мы увидели, что слова «тьютор» и «тьюторство» очень часто живут в вузовской среде в разных смыслах и деятельностных вариациях. По нашим наблюдениям, сейчас в российских вузах чаще всего встречаются четыре основных направления вузовских тьюторских практик:
- Тьютор помогает в социализации и адаптации студентов-первокурсников;
- Тьютор поддерживает студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья;
- Тьютор помогает иностранным студентам;
- В некоторых случаях тьюторство напоминает практику пиртьюторинга (равный – равному) в западных университетах.
В рамках планируемого исследовательского проекта по проблемам российского вузовского тьюторства, предлагаем в качестве первичного материала общий обзор тьюторских практик в российских вузах, собранный по открытым источникам (сайтам вузов).
- НИУ Высшая Школа Экономики
Тьютор, который работает в лицее при «Вышке». Это специалист, помогающий ученику выстроить индивидуальный образовательный маршрут.
Тьютор – это «педагог», «ведущий ребенка». Он выстраивает единую индивидуальную программу, чтобы одна деятельность органично сменяла другую, и чтобы все, чем занимается ребенок, способствовало достижению высоких образовательных результатов. Он же подбирает для ребенка дистанционные учебные курсы, помогая ему восполнить дефициты, возникающие в системе формального образования. Кроме того, тьютор заботится о социализации ребенка, учитывая особенности его личности.
- Высшая школа экономики и менеджмента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (ВШЭМ УрФУ)
В ВШЭМ УрФу тьютором называют студента-старшекурсника, который помогает первокурсникам адаптироваться к университетской среде. Сегодня в ВШЭМ стать тьютором может любой студент начиная со второго курса – для этого нужно обратиться в отдел, курирующий внеучебную работу. Норматив: 1 группа – 1 тьютор.
Тьюторская работа – всего лишь общественная нагрузка, и брать ее на себя студент может лишь по своей доброй воле. Тьюторы сопровождают первокурсников в университетскую поликлинику, они объясняют первокурсникам, как не заблудиться в родном вузе и т.д.
- МГУ имени М.В. Ломоносова
Проект МАХ (в 2013г) для студентов бакалавриата направления “Менеджмент” ЭФ МГУ имени М.В.Ломоносова. Цель МАХ – создание среды максимального развития и карьерного становления учащихся за счет системного взаимодействия с компаниями.
Разговор с Ириной Сусловой, которая является куратором проекта MAX.
«Личный контакт устанавливается с 1 курса и до 4 курса. Принцип: 1 тьютор на 4 года, но бывает и несколько. Встречи происходят по мере необходимости. У тьютора нет группы, он назначается индивидуально. У каждого тьютора до 10 человек. Тьюторство – в обязательном порядке, потому что тьютор отслеживает компетенции, проводит ассессмент, он помогает с вопросами трудоустройства, помогает с проектной и индивидуальной работой. К тьютору можно обращаться по учебным и профессиональным вопросам, также и по личным вопросам. Информацию об инструментах не разглашаем. Отсутствие личных встреч с тьютором – может быть поводом к отчислению студента из проекта. Тьютор – это первый уровень, ментор – 2 уровень (карьерная помощь). 3 уровень – коуч.
Тьютор составляет план развития на все 4 года. Каждый семестр студент может отредактировать данный маршрут. Центр замеряет компетенции студента на входе. Это обсуждается с тьютором и составляется план на семестр, какие мероприятия посетить, что можно сделать, с какими людьми можно познакомиться. Дальше тьютор поддерживает развитие и тьютор может направить на мероприятие, например, участвовать в проектном задании, направить на волонтерство, но это по желанию. В конце семестра студент обсуждает с тьютором программу и делают вывод, чего добился студент. На 2 году подыскивается стажировка на лето. Тьюторы – это старшекурсники, магистры, выпускники, все те, кто участвовали в проекте. Тьюторы оплачиваются.»
- Финансовый университет при Правительстве РФ
Финансовый университет получил статус зарегистрированного центра тьюториальной поддержки Международных программ Лондонского университета.
В рамках Проекта создана команда преподавателей (20 тьюторов), которые оказывают международным студентам ЛУ следующие виды образовательных услуг:
1)Проводят аудиторные занятия (face to face): лекции, семинары, практикумы и др.
2)Работают со студентами как в предметных группах, так и индивидуально
3)Руководят самостоятельной работой студентов, проверяют выполнение домашних заданий
4)Проводят контрольные тестирования и делают разбор ошибок
5)Проводят предэкзаменационные консультации
6)Проводят пробные экзамены в соответствии с форматом и требованиями ЛУ
7)Оценивают готовность студентов к сдаче международных экзаменов в ЛУ
Стратегической целью каждого преподавателя (тьютора) является расширение у студентов границ мира научных знаний, развитие навыков самостоятельной работы и воспитание интереса к активной познавательной деятельности.
- Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова
Тьюторы пишут собственные научные статьи и участвуют в международных конференциях. Тьюторов учат академическому письму.
В Учебной виртуальной клинике “Mentor Medicus” тьютор – это студент волонтер, который по морально-этическим мотивам готов нести ответственность за качественное и современное образование не только своё, но и тех, кто учиться рядом с ним.
Поэтому к тьюторам, работающим на площадке Учебной виртуальной клиники “Mentor Medicus”, предъявляются следующие требования:
- Иметь жизненную позицию ответственного человека, а также ДОБРОВОЛЬНОЕ желание стать тьютором для других студентов.
- Сдать Сеченовский минимум по темам, тренингов, которые собирается ввести (все, кто сдали экзамен на сертификат среднего медицинского персонала на базе УВК “Mentor Medicus”, приравниваются к лицам, сдавшим Сеченовский минимум)
- Пройти собеседование с сотрудниками УВК “Mentor Medicus” и, по результатам этого собеседования, получить рекомендацию для включения в тьюторское движение.
- Университет МИД России (МГИМО)
По инициативе Студенческого союза запущен проект «Тьюторство в МГИМО», целью которого является оказание помощи студентам в изучении различных предметов.
В роле тьюторов выступают студенты, хорошо знающие определенный предмет и выразившие желание помогать другим в его изучении. В настоящее время создана база тьюторов, которая уже насчитывает 35 человек. Работа тьюторов не оплачивается, однако, за проявленную активность в конце семестра студенты-тьюторы, обучающиеся на бюджетной основе, получат надбавку к стипендии.
«Тьюторство в МГИМО» — первый подобный проект, созданный студентами для студентов. Организаторы программы хорошо осознают все сложности, с которыми сталкиваются их коллеги в процессе обучения, поэтому они надеются с помощью данного проекта оказать всестороннюю помощь и поддержку студентам нашего университета.
- МГПУ – Московский городской педагогический университет
Тьютор-куратор обеспечивает техническое сопровождение профессионального становления студентов, в то время как тьютор-наставник выстраивает индивидуальные траектории профессионального становления студентов.
- МПГУ – Московский педагогический государственный университет
Тьюторы сопровождают движение студентов и развитие их академических интересов на протяжении двух лет обучения (магистратура). Тьюторская группа в составе 5 человек – выпускники тьюторских магистратур и аспиранты (бакалавриат).
- Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина.
Тьюторы в РГУ имени С.А. Есенина являются своего рода посредниками: их задача — поделиться личным опытом и подсказать пути решения возникающих проблем. За каждым факультетом и группой будут закреплены студенты-тьюторы, которые и станут помощниками для первокурсников.
Есть школа-тьюторов. Их задача – помочь первокурсникам освоиться в университете. Организатор «Школы тьюторов» – Студенческий совет университета.
- Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)
У них есть координационный совет, есть должностная инструкция.
Тьютор исполняет следующие обязанности:
2.1. Знакомит студентов с учебным планом (поясняет особенности его составления, указывает на наличие в нем различньх блоков дисциплин – обязательных и по выбору, обращает внимание на обязательность соблюдения условия необходимого количества кредитов для каждого семестра и года обучения, закрепленных в Регламенте о балльнорейтинговой системе оценки знаний студентов, обучающихся в КФУ,
2.2. Знакомит студентов с особенностями кредитной системы образования, оказывает им помощь в формировании индивидуальных учебных планов, учитывая требования учебного плана с требованиями ФГОС ВПО,
2.3 помогает в составлении индивидуального плана, контролирует выполнение студентами своих индивидуальных учебных планов совместно с заместителем заведующего отделением по образовательной деятельности;
2.4. Формирует учебные группы по выборным дисциплинам и предоставляет эти списки преподавателям.
2.5. Если дисциплина плана оказалась выбранной недостаточным количеством студентов (менее десяти), и учебная группа по ней не может начать работать, тьютор содействует студентам в изменении их индивидуальных планов,
2,6. Готовит все необходимые информационные материалы по организации учебного процесса и предоставляет их студентам на веб-портале КФУ,
2.7.Принимает участие в формировании учебных рабочих планов для профиля
2.8. Участвует в составлении графика учебного
2.9. Выполняет приказы и распоряжения ректора КФУ, директора института заведующего отделением и другие локальные акты КФУ.
- ТПУ – Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Тьюторская деятельность ориентирована на обеспечение социально-воспитательного процесса в общежитиях университета.
Работа тьютора общежития, также как и куратора учебной группы, основана на личностно-ориентированном подходе, который предполагает помощь студенту в его личностном развитии, в выявлении и раскрытии его возможностей, в развитии самосознания, в осуществлении личностнозначимых и общественнозначимых дел, в самоопределении, самореализации и самоутверждении.
Тьютор общежития: организация жизнедеятельности студентов, проживающих в общежитии, организация соблюдения студентами, проживающими в общежитии, охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности и участие в общественно полезном труде.
- ТГУ – Национальный исследовательский Томский государственный университет
В начале 2017-18 учебного года была организована Тьюторская служба ТГУ для сопровождения студентов с высоким образовательным потенциалом. С февраля 2018 года Тьюторская служба продолжила свою работу как отдельный проект Программы повышения конкурентоспособности «Создание системы тьюторского сопровождения студентов с высоким образовательным потенциалом».
- ДВФУ – Дальневосточный федеральный университет
Персональный тьютор — наставник из числа опытных преподавателей или специалистов университета. Он будет помогать при выборе образовательной траектории и консультировать по всем вопросам. Тьютор помогает определиться с образовательной траекторией и ресурсами, необходимыми для достижения образовательной цели.
- ТюмГУ – Тюменский государственный университет
С помощью тьютора каждый первокурсник создаст свой индивидуальный образовательный маршрут, спроектирует «дорожную карту» своего образования на все 4 года. Тьюторы также помогут студентам сориентироваться во всех ресурсах университета, включая возможности участия в научных мероприятиях, зарубежных стажировках, дополнительных курсах, практиках у работодателей и др
Тьютор – это навигатор студента в новом образовательном процессе. Обязательной частью жизни студента станут индивидуальные консультации с тьютором и тьюториалы – время, которое студент посвящает самоопределению, анализу своих образовательных результатов, целеполаганию на будущее. С помощью тьютора каждый первокурсник создаст свой индивидуальный образовательный маршрут, спроектирует «дорожную карту» своего образования на все 4 года. Приоритетная цель – помощь в формировании у студентов компетенции осознанного выбора.
- Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ПГГПУ)
Тьютор – это человек, который сопровождает индивидуальную траекторию развития в области образования, (самообразования), карьеры, социализации. Есть тьюторский центр.
- Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева (ЧГПУ)
Клуб тьюторов открылся в 2013 году на кафедре безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин. Участниками мероприятия стали преподаватели, магистранты-тьюторы, выпускники и студенты Высшей школы физической культуры и спорта.
В сентябре 2014 года по инициативе ЧГПУ и Министерства образования и науки Челябинской области был создан Областной совет тьюторов – постоянно действующий совещательный орган при ЧГПУ.
Тьютор должен:
1)привлекать первокурсников к активной студенческой жизни;
2)напоминать первокурсникам о важности учебной деятельности;
3) поддерживать связь с руководителем организации и старшими тьюторами факультета и информировать о возникающих проблемах при работе с первокурсниками.
- Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ)
С сентября 2016 года у первокурсников шести факультетов Пермского университета появились тьюторы – специалисты, которые помогают студентам в процессе обучения и разрешить возникшие личные проблемы.
Цель такого сопровождения – сделать так, чтобы студент был заинтересован в учебе, считал образование своим личным делом. Проект предполагает поэтапное введение тьюторского сопровождения для студентов первого курса. Старшие товарищи помогут ориентироваться в образовательном пространстве университета, координировать поиск информации для самообразования и решать возникшие проблемы, в том числе в сложных ситуациях, анализировать успехи и неудачи, если у первокурсников возникнет в этом потребность. Студенты благодаря тьюторам смогут правильно оценить свои ресурсы и распределить их.
- Санкт-Петербургский Политехнический университет
Тьюторы – это студенты Политеха, которые сопровождают гостей из-за рубежа в течение всего их пребывания в нашем городе.
- Саратовская государственная юридическая академия
Задача тьютора – оказание помощи в достижении высокого уровня как личностной культуры и мотивации при обучении каждого первокурсника, так и формирование студенческого коллектива, способного работать в дальнейшем на принципах самоуправления.
- СГУ им. Н.Г. Чернышевского
Тьютор оказывает поддержку студентов, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья. Есть центр тьюторства. Также есть школа волонтеров-тьюторов.
- Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (САФУ)
Тьютор — это студент старших курсов САФУ, который помогает вновь прибывающим иностранным студентам познакомиться с университетом и адаптироваться к новой учебной и культурной среде.
- Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина
Институт тьюторства в СГУ им. Питирима Сорокина появился в 2014 году, а в 2018 на Всероссийском конкурсе на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления в рамках Всероссийской школы «Лидер 21 века» он был признан лучшей системой наставничества в России.
В вузе есть Школа будущего тьютора СГУ им. Питирима Сорокина и уже 50 студентов разных курсов на личном опыте уже познакомились с наставничеством. Организацией занимались студенты.
Школа будущего тьютора — новый формат работы для института наставничества нашего вуза. С ее помощью ребята могут не только познакомиться с наставничеством изнутри, но и понять, хотят ли они быть частью этого движения.
- Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ)
Тьютор – это помощник в изучении языка.
- РЭУ им. Г.В.Плеханова
Проект «Цифровой тьютор» направлен на разработку цифровой платформы для создания персонализированных адаптивных онлайн курсов, способных интегрироваться в среду электронного обучения университета.
- Национального исследовательского ядерного университета МИФИ
Образовательный интернет-портал “ПроеКТОриЯ”, который ориентирован на старшеклассников. Тьютор проекта сопровождает старшеклассников на всех этапах решения задач. Тьюторы помогают людям с ограниченными возможностями здоровья.
- Новосибирский государственный университет
Тьюторы помогают первоклассникам с расстройствами аутистического спектра в образовательном центре «Горностай».
- УрФУ им. Б. Н. Ельцина
Сфера ответственности тьютора инклюзивного образования — решение вопросов, возникающих в процессе обучения, социализации и адаптации.
Представленный материал является всего лишь подборкой материалов, взятых с сайтов российских вузов. Для дальнейшего анализа проблемы понимания и распространения тьюторства в российских вузах потребуется более глубокий анализ тьюторских практик, коммуникация с представителями этих практик, а также исследование организационного и управленческого контекстов, в которых эти практики существуют.