Размышления магистрантов Политеха СПб “Тьютор в ЦОС” о 25 тьюторской конференции
 /  Высшее образование / Прошедшие конференции / Санкт-Петербург / Размышления магистрантов Политеха СПб “Тьютор в ЦОС” о 25 тьюторской конференции

Размышления магистрантов Политеха СПб “Тьютор в ЦОС” о 25 тьюторской конференции

XVIII Международная (XXV Всероссийская) научно-практическая конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» – развитие личности; становление субъектности; формирование selfskills»  прошла, а впечатления  и размышления актуальны. Обсуждала  магистрантами Политехничекого университета им. Петра Великого  их отзывы о прослушанных  докладах и посещенных мастер-классах и решила, что отдельные их мысли могут быть полезны для нас всех не только, как обратная связь, но и как повод   радоваться, что у нас такая молодежь… Предлагаю ознакомиться с фрагментами текстов об образовательном событии, которое очень значимо для организаторов и для  нас, но стало уже культурно-образовательной нормой. А тут свежие впечатления неофитов:

 Маргарита Ли:

Осознание того, что появилась возможность соприкоснуться с живым поиском ответов на актуальные вопросы современности, до сих пор бурно пульсирует в мыслях. Еще многое предстоит осмыслить, поскольку не все идеи оформились в целостное понимание. На конференции были представлены очень интересные темы еще более интересными спикерами. Каждый по-своему окрасил свое выступление и смог «заразить» своими суждениями даже через экран ноутбука. Большое спасибо за возможность быть маленькой частью большого события. Первый день был очень насыщенным и представил огромное поле для размышлений о роли и значения «самости» в современном образовании.

Доклад А.Г. Асмолова отличался особой поэтичностью. Слушать и смотреть выступление докладчика было большим эстетическим удовольствием, несмотря на онлайн формат конференции. Наглядные образы, четко подобранные метафоры, литературные цитаты оставили яркий след в памяти. Автор в своем докладе раскрыл образование как порождение возможностей развития человека, культуры и общества. Утверждение «прогнозирование будущего – это трансформация настоящего» продолжает и подтверждает идеи первого доклада. «Настоящее строится как реализация будущего».

В финальном докладе третьего трека конференции «Формирование self-skills» С.А. Степанова для меня прозвучали обобщающие итоговые идеи первого дня. Метафоричность в практиках индивидуализации необходима, так как недостаточно освоить нормативно правовой язык для ведения разговора о будущем. Человек воспринимается как микрокосмос, как динамическая структура. Возникает метафора жизненного пути как преодоление препятствий литературным героем и достижение им определенных результатов, которые позволяют взглянуть на открывающийся личный горизонт возможностей.

Таким образом, можно сказать, что первый день конференции раскинул богатый ковер, на котором развернулись идеи, требующие тщательного осмысления. Такая теоретическая база может способствовать формированию понимания куда и как двигаться начинающему тьютору.

Второй день конференции начался с анонсов вопросов. Это был необычный опыт представления Межрегиональной тьюторской ассоциации. Через освещение интересующих тем сообщества, тех вопросов, ответы на которые оно ищет и находит. Задавая вопросы важно принять ответы, услышать и понять другого – одна из ключевых функций тьюторской деятельности.

На итоговом пленуме были выведены основные тренды и тенденции из каждой тематической секции и выявлены методические наработки для дальнейшего масштабирования. Такой заключительный этап позволил ознакомится с основными выводами из каждой секции, что очень важно, поскольку можно было выбрать для посещения только одну. Теперь я с нетерпением буду ждать видеозаписи всех выступающих, чтобы подробнее ознакомится с практическими и теоретическими наработками.

Если рассматривать самоопределение как понимание того, куда и как идти дальше, а тьюториал как пространство для самоопределения, я рискну назвать это масштабное мероприятие индивидуальным тьюториалом лично для меня. Большое спасибо за возможность черпать новые идеи и вдохновение для самосовершенствования.

Дарья Зенькович:

По результатам конференции я выделила для себя 2 наиболее интересных доклада, которые были связаны с темой Self-skills.

Доклад Леонтьева Д.А. (ВШЭ) под названием “Непереводимая игра слов” заставил меня задуматься об употреблении слов, связанных с самостью: субъектность, индивидуальность, личность, self-skills и т.п. Даже само слово самость. Данные слова популярны и употребляются везде, но проблема заключается в том, что их семантика не всегда совпадает с тем смыслом, которым мы в них вкладываем. В большинстве случаев эта причина возникает из-за “ложных друзей переводчиков”, ведь многие слова приходят к нам из англоязычных источников.

Дмитрий Алексеевич предлагает свои определения, которые проясняют разницу между словами. Слово Self предполагает содержание личности: внутреннего мира, Я-образ и Я-Концепции. Он выделяет чистое Я-которое смотрит, и Я (self) – которое становится объектом познания. Развитие самостоятельности, говорит он, невозможно без способности человека находить в себе свой внутренний центр (чистое Я).

Леонтьев выделяет два аспекта саморазвития: Я и личность. Развитие личности происходит за счет интеграции отношений с миром, сложностью внутреннего мира, поиска критериев, отвечающих на вопрос – Зачем? Усиления Я проявляется в интеграции саморегуляции, совладании с внешним миром и разработке средств, отвечающих на вопрос – Как? Саморазвитие нужно для того, чтобы личность могла сделать собственный выбор.

Содержание доклада дало мне более четкое представление о понятии self и о внутреннем центре, которое необходимо развивать, чтобы помочь ребенку стать самостоятельным и стать автором своей жизни, делающим самостоятельный выбор каждый день.

Второй доклад был у Лукшы П.О. (Сколково), который также посвящен теме self-skills, но тема рассматривалась на более глобальном уровне, затрагивая тенденции общества и, соответственно, образования в целом.

Реалии таковы , что у современного ребенка нет среды, где бы он мог естественным образом развивать self-навыки, так как ни городская, ни цифровая среда этому не учит, поэтому у образования появляется задача – развивать эти важные навыки. Почему же они важны? На сегодняшний день предлагается новая парадигма образования: непрерывное образование, иначе говоря long-life-learning. В современном мире без навыков self-skills просто невозможно оставаться в рамках этой парадигмы. Теперь возникает другой вопрос, а где и когда развивать эти навыки? Старая система образования справится с этим, или нам нужна другая система? На этот вопрос пытался ответить Лукша.

Самое главное из всей этой концепции то, что появляется идея другой позиции тьютора – сопровождение человека не до социально приемлемого уровня, а до уровня внутреннего и даже просвещенного, получается, что тьютор нужен на протяжении всей жизни человека.

Подводя общие итоги, хотелось бы отметить, что конференция МТА сильно повлияла на каждого из нас, помимо интересных и важных докладов, она вызывает чувство причастности и сплоченности, что очень вдохновляет начинающего тьютора!

Тема self -skills заслуживает большего внимания, ее необходимость и актуальность была доказана на конференции, теперь дело остается за практикой, и здесь мы-тьюторы сыграем свою роль!

Алина Логвинова:

«Хочется отметить не только важность проведения такого рода конференций, способствующих общению в круге людей с общими интересами, но и свои ощущения и чувства, полученные во время посещения онлайн- конференции.

В начале необходимо подчеркнуть актуальность выбранных тем для докладов и факт того, что, несмотря на новые условия, организаторы смогли организовать конференцию на достаточно высоком уровне.

Пленарный доклад по теме «Онтология ФГОС-экосистемы”, институты и нормы в ситуации неопределенности и непредсказуемости» представлял Адамский А.И. В докладе обсуждалась проблематика образовательной политики будущего: нарастающая сложность, ускоряющиеся изменения, неопределенность, а также отмечалась необходимость развития не только всеми известных навыков (hard, soft, self skills), но и навыка, который поможет в ситуации неопределённости.

Д.А. Леонтьев «Непереводимая игра слов: персоналогический тезаурус» Это выступление отличалось от других в секции тем, что в понятиям «личность, самость, субъект, Я, индивидуальность» автор подошел с точки зрения рассмотрения языковых конструктов. Мне, как студентке с квалификацией «Зарубежного регионоведа» было интересно слушать такое объяснение, т.к. на самом деле стоит понимать, что данные понятия часто путают, используют как синонимичные. Это подтверждает актуальность темы. Понять значение можно только выходя за границы русского языка. Главная задача развития определяется в том, чтобы стать субъектом собственного развития – работа над собой, саморегуляция, внутренний мир.

Кроме содержательности выступлений, я особое внимание как в первом, так и во втором дне уделила подаче материала и тому, как преподносит себя выступающий. Наиболее всего 27.10.2020 мне оказалось близко выступление А.Г. Асмолова «Персонализация образования в мире деперсонализации: быль или утопия?»: оно было динамичным, интересным, каждый слайд способствовал поддержанию интереса к представленной теме. В качестве того, что можно было бы применить, я бы отметила подбор той литературы, которая так точно описывала выбранную тему (цитаты русских классиков, что было несколько неожиданным, но очень гармонично вписалось в общую картину повествования), ввод в доклад персонажей литературы (Незнайка как Сократ «детского мира»). Полезна культурно-психологическая практика развития личности– идентификация с героем– перевоплощение, построение своего «я», овладение культурными моделями поведения. Также децентрация – практика иного взгляда на мир, преодоление эгоцентризма (феномен Гулливера).

Конференция второго дня была насыщенной. Второй день конференции начался с обсуждения актуальных базовых вопросов, к которым участники конференции могли задать встречные вопросы, создав таким образом дискуссию. Для тьютора умение задавать грамотные вопросы является одним из самых важных: в тьюторской практике вопрошание обязательно должно быть применено.  Вызовом в связи с выходом в онлайн остается невозможность невербального общения с тьюторантом, отсутствие телесного контакта, а также удержание внимания.

После обсуждения проводились мастерские и было весьма трудно выбрать тех спикеров, т.к. в программе пестрило интересными актуальными темами. Хотелось бы послушать больше выступлений. Мною был выбран трек «Самость и коллективность в поисках баланса» (М. Е. Кукушкин) Материал был предоставлен крайне интересно и живо, приведены занятные примеры-истории. Это выступление впечатлило и вдохновило меня больше всего. Самость была определена не только как положительное качество человека, но и как понятие имеющее тёмную, теневую сторону. В качестве ввода в тему был выбран кейс «Эверест. Трагедия 1996». Выводы к этому кейсу: эффективность лидера зависит от способности предвидеть небольшие проблемы до их появления; лидер обязан прививать команде культуру самостоятельности; лидер платит высокую цену за ошибки. Нужно не только учить руководителей делать то, что нужно делать руководителю, но и говорить ему, что он делать не должен. То есть акцентируется внимание на работе с темной стороной личности (непродуктивное поведение, состояние стресса и т.д.). Лидерство должно основываться на уважении и доверии.

Спасибо за возможность присутствовать на тьюторской конференции, оказаться в этой среде, подчерпнуть новые знания и вдохновение на дальнейшие свершения!

Наталия Слезко:

Больше всего мне запомнилось выступление Павла Олеговича Лукши. Мне очень близка идея не только life-long learning, но и идея, что тьюторство может присутствовать в жизни человека не только в школе, в университете, но и, как заметил Павел Олегович, тьютор может сопровождать индивида вплоть до смерти («практика перехода»).

Также в том же докладе упоминалась мысль о подготовке «новых андрогогов», чего ещё нет не только в России, но и в мире. Гипотетически, это именно та область, в которой я хотела бы развиваться, поэтому доклад даже повлиял на меня в части соображений, в какую сторону можно двигаться при написании магистерской диссертации, а также — что не менее, если не более важно — в профессиональной деятельности.

В течение второго дня удалось посетить сразу несколько секций, помимо этого, осталась мастерская, к которой присоединилась в самом конце, но есть огромное желание послушать в записи целиком («Самость и коллективность: в поисках баланса», ведущий — М. Е. Кукушкин), так как она связана непосредственно с моей текущей деятельностью.

В целом, было много интересного и полезного: например, сохранила себе схему интервизии как инструмент работы со специалистами.

Опять же, я выбирала секции, которые бы отзывались в душе, и после одного из докладов в кратком резюме прозвучала ещё одна мысль: создать тьюторство, которое поможет пройти путь от социального взрослого к внутреннему взрослому. Мне кажется, это звучит весьма воодушевляюще.

Кроме того, был задан вопрос, который ставила ранее и себе — как разграничить коучинг и тьюторское сопровождение? Как не «скатываться»  к задачам организации и работать с индивидуальными запросами? Ответа на него пока нет — но когда-нибудь точно найдётся.

Руководитель РО Санкт-Петербурга

Олефир Людмила Николаевна

Олефир Людмила Николаевна

olephir_l@mail.ru

Образование:

  • педагогическое
  • психологическое.

Место работы:

  • методист информационно-методического центра Московского района Санкт-Петербурга
  • руководитель экспериментальной площадки городского уровня.
  • Эксперт центра аттестации работников образования Санкт-Петербурга.

Профессиональные интересы:

  • индивидуализация образования, создание условий для самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке и профильном обучении;
  • повышение квалификации педагогов, осваивающих профессиональную позицию тьютора.
  • Визитка РО Санкт-Петергбурга
  • Координатор страницы Высшее образование

    Образование:

    Место работы:

    Должность:

    e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости