Вторник
4 ФевМодель тьюторского сопровождения бакалавров Liberal Arts: версия 2020
В этом материале тьюторская команда Liberal Arts РАНХиГС представляет свой новый опыт. Мы постоянно в развитии и давно не питаем иллюзий, что когда-нибудь достроим нашу модель до самого конца и заживём размеренной спокойной жизнью 🙂 То ли специфика тьюторского дела такова, то ли люди подобрались творческие, но мы традиционно начинаем планировать изменения на будущий год уже в начале текущего. К 2019/2020 учебному году готовились основательно и вот результат: новая структура тьюторской службы, реальное разделение тьюторского труда, отличные отзывы студентов.
Автор материала — Дарья Раченкова, тьютор LA.
Не секрет, что период студенчества сильно отличается от того, что происходит с тьюторантами в школе. Попадая в вуз, первокурсники оказываются совершенно в другом мире и в другой позиции по отношению к образовательному процессу. Здесь больше нет строгого «надо», никто не пытается заставлять сидеть на уроках и вкладывать в голову готовые знания. Каждый день происходит встреча с таким огромным потоком информации из самых разных областей, что порой можно потонуть во всем этом. На занятиях требуется мыслить и вырабатывать свою собственную точку зрения, учиться видеть ситуации под разным углом. Необходимо расставлять приоритеты, выбирать направления, которые важны и интересны, искать способы углубиться в них.
Чтобы не происходило учебы по инерции, и чтобы помимо корочки от высшего образования можно было взять еще действительно что-то ценное, приходиться в каком-то смысле перестраивать себя, вырабатывать больше осознанности и ответственности по отношению к собственному развитию. Поэтому позиция тьютора как нельзя кстати приходится в условиях высшего образования, а особенно на такой инновационной программе как Liberal Arts, где постоянно нужно совершать множество образовательных выборов.
Надо заметить, что вузовская среда ставит перед тьюторами довольно большой спектр самых разнообразных задач. Не мало студентов приходит в вуз еще не понимая, зачем они сюда попали и куда хотят двигаться дальше, какое профессиональное направление их интересует. Многие из них испытывают так называемый кризис идентичности и всё еще ищут себя, поэтому тьютор это тот самый незаменимый специалист, который может помочь с личностным и профессиональным самоопределением, с удержанием мотивации и интереса к учебе, и с целенаправленным освоением профессиональных компетенций. Помимо этого, студентам нужна помощь и в адаптации к новой роли, новому коллективу, новой академической атмосфере, а кому-то и к новому городу. Тьютор раскрывает для студента доступные ресурсы его образовательной программы и вуза в целом, помогает сориентироваться в них, а также использовать их максимально эффективно с опорой на индивидуальные особенности, цели и приоритеты. Тьютор способствует выстраиванию временной перспективы, благодаря чем студент может видеть динамику собственного развития и осознанно применять свое высшее образование как инструмент для раскрытия личностного потенциала. Что еще не мало важно, студент может через тьютора развить в себе ряд важных мета-компетенций и soft-skills, которые будут способствовать более качественному и системному освоению учебных курсов, а также в дальнейшем пригодятся при выполнении профессиональных задач.
Соответственно, тьютору приходится в своей работе сталкиваться с самыми разными запросами, учитывать интересы студентов, родителей, администрации вуза и рынка труда, что, естественно, непросто. Исходя из всего этого, для более эффективного выполнения всех необходимых функций, и для соответствия потребностям современной образовательной системы высшего образования, наша тьюторская команда решила реализовать идею о разделении деятельности по нескольким ключевым направлениям. Таких у нас выделилось 5, давайте подробнее рассмотрим каждое из них.
- Базовое сопровождение 1 курса: индивидуальные и групповые тьюториалы
Обязательное сопровождение студентов 1 курса дает им возможность познакомиться с деятельностью тьютора как таковой и сделать первые шаги по формированию своего собственного образовательного маршрута. За каждым тьютором закрепляется по три учебных группы. Работа происходит как в индивидуальном формате, так и в групповом (раз в две недели).
В первом семестре делается акцент на личностное самоопределение, где студенты знакомятся с собственными ресурсами, формируют эго-идентичность, обозначают свои черты характера, интересы, ценности, навыки, способности, достижения и пр., что становится для них важным ориентиром при работе с образом будущего и постановке образовательных целей в следующем полугодии. Студенты исследуют себя через различные self-проекты: пишут автобиографическое эссе, собирают большое портфолио, составляют коллажи интересов, разрабатывают компетентностные профили. Помимо этого, студенты узнают себя и при рефлексировании различных кейсов, которые у них случаются в процессе адаптации к новой образовательной среде и при вхождении в новый коллектив, с чем тоже помогают тьюторы 1 курса. Также в рамках групповой работы студентам предлагается возможность развивать различные soft-skills и мета-компетенции, которые могут быть важны в образовательной и профессиональной деятельности, например такие как: работа в команде, деловая и цифровая коммуникация, обратная связь, личная ответственность, самоорганизация, тайм-менеджмент, стрессоустойчивость, управление эмоциями и пр. Дополнительно в 1 семестре в рамках учебных дисциплин студентам дают возможность познакомиться с основами исследовательской и проектной деятельности, чтобы в результате этой пробы студенты могли понаблюдать за собой, к какому типу деятельности они более предрасположены.
«Возможность работы с тьютором мне предоставилась впервые. Учась в различных учебных заведениях, я ни разу не слышала о подобных практиках. Групповые тьюториалы проводятся с моей группой каждые две недели. Когда дело касается групповых заданий, я стараюсь работать активно. Такие задания помогают мне немножко раскрыться перед своими одногруппниками, раскрыться с разных сторон. А после первой личной встречи с тьютором, я убедилась, что для студента, находящемся в нескончаемом потоке новой информации, такие практики очень важны. Каждому нужна какая-то поддержка касательно учебы, ведь нагрузка немаленькая. (Дария Лисовая, 1 курс)
«Я доволен той работой, которую мы выполняем во время групповых занятий, ход занятий зависит от темы встречи. Особенно мне запомнилась встреча, на которой мы обсуждали положение студентов в группе и то какие роли они привыкли выполнять. Понимание того, какие роли привычнее одногруппникам помогает выполнять групповые задания и делает работу продуктивнее, а заодно исключает конфликты, когда часть работы не подходит одному человеку из группы. Также мне понравился формат одиночных встреч, в ходе которых можно установить себе цели на определенный период обучения и понять, чего именно стоит ожидать во время обучения, а также проследить впоследствии за тем, как я изменюсь за год. Можно уверенно сказать, что без тьютора привыкнуть к обучению в ВУЗе было бы намного сложнее, хотя бы потому, что не всегда понятно, как писать ту или иную работу, или, например, где взять литературу для той или иной темы.» (Глеб Коршак, 1 курс)
Во втором семестре идет работа уже непосредственно с профессиональным самоопределением. На первом этапе формируются жизненные цели, идет поиск так называемой «миссии». Далее студенты исследуют, какие профессиональные направления могли бы помочь в реализации их стремлений. Они более подробно знакомятся с разными интересующими их сферами с помощью проектной и игровой деятельности, учатся различать профессии и специализации, анализируют динамику профессиональных областей, знакомятся с актуальными запросами рынка труда. Так они постепенно сужают варианты собственного выбора, и начинают формировать первичный профессиональный замысел. Помимо этого, они осваивают базовые принципы в построении карьеры, учатся составлять резюме под свои индивидуальные запросы, правильно искать работу, проходить собеседование (эти практические знания они получают в рамках дополнительной дисциплины «Основы планирования карьеры»). Это позволяет студентам на заключительном этапе, опираясь на предложенные возможности учебной программы и составленный план, начать выстраивать свой образовательный маршрут и выбирать major.
«Как мне кажется, тьюторство — это неотъемлемая и органическая часть современного учебного процесса, которая помогает студентам с головой окунуться в качественно новую атмосферу; и для того, чтобы этот переход прошёл, как можно мягче была придумана тьюторская структура, здесь очень хорошо подходит цитата: «Кадры решают все», потому что структура может быть введена в эксплуатацию, но если нет профессионалов, то и эффективность будет на нулевом уровне. Наш тьютор — это настоящий профессионал с высоким уровнем исполнительности и открытости. Структура тьюторства на нашем политологическом направлении работает на 150%.» (Илья Сусленко, 1 курс)
«Тьюторская служба — очень полезная вещь, особенно для первокурсника. Тьютор помогает быстрее погрузиться в студенческую атмосферу, сориентироваться в сложной структуре университета и во время тьюториалов сплотиться группе. Я очень рада, что такая служба есть. Что ещё более важно – есть несколько видов тьюторов (карьерный и прочие). На мой взгляд, это одно из достоинств тьюторской службы – её разносторонность. Я считаю, что мне очень повезло с тьюторами. Они приветливые, довольно быстро отвечают, всегда готовы помочь.» (Марина Шишкина, 1 курс)
- Major–tutoring (2-4 курс)
Обратиться за тьюторским сопровождением на старших курсах студенты уже могут по желанию, здесь работа происходит по индивидуальным запросам с опорой на первичные профессиональные планы, которые составлялись на первом курсе. За каждым мэйджером (направлением подготовки) закрепляется свой тьютор, который так же является специалистом-практиком в данном направлении, и соответственно способен более детально сориентировать студента в его будущей профессиональной области и возможных сферах деятельности в ней. Тьютор здесь может помочь с постановкой профессиональных целей, с проработкой индивидуального образовательного маршрута исходя из этих целей. Вместе с тьютором студент исследует, какие знания и компетенции могут понадобиться ему в его будущей профессии; определяет ресурсы, где эти компетенции можно было бы наработать, как в этом может помочь образовательная программа, и в каких дополнительных источниках (книги, научно-исследовательские работы, открытые лекции, мастер-классы, тренинги, конференции и пр.) он нуждается для реализации намеченного плана. Тьютор помогает с выбором практик и стажировок, с организацией первых профессиональных проб, или даже с разработкой и реализацией каких-либо профессиональных проектов. То есть можно сказать, что данная категория тьюторов сопровождает процесс формирования устойчивой профессиональной идентичности у студента и помогает сделать ему первые шаги по развитию себя в профессии.
- Карьерные тьюторы
Это одно из новых направлений нашего тьюторского сопровождения, куда может обратиться студент любого курса и получить помощь в вопросах построения карьеры. Даже уже на первом курсе студенты хотят становиться все более независимыми (и финансово в том числе), они ищут различные способы подработать, но плохо представляют, с чего можно начать. Есть студенты, у которых много интересов, но они не знают, как это увязать в одном виде деятельности. Кто-то из них рассчитывает прокачать определенные навыки через работу и им важно разобраться, как это лучше сделать. А кто-то хочет уже попробовать себя в своем профессиональном направлении, но боится решиться. И здесь как раз помогает карьерный тьютор: определить собственные цели и интересы, тип карьеры, которую хотелось бы построить; сориентироваться в общих тенденциях на рынке труда; разработать стратегии поиска работы; проанализировать возможные вакансии и требования работодателей; увидеть возможные подводные камни, о которых не говорят наниматели. Вместе с ним студент может составить качественное резюме и подготовиться к собеседованию, понять, какие свои сильные стороны он может предложить работодателю, а какие важно было бы «подкрутить». Так благодаря индивидуальным встречам с тьютором, весь этот сложный процесс начала построения собственной карьеры становится более структурированным и понятным.
«Очень рада, что у меня есть возможность обратиться к карьерному тьютору и получить помощь в анализе ситуации, расстановке приоритетов, постановке целей и принятии решений. Беседа с тьютором помогла мне упорядочить мысли насчёт развития моей учебной деятельности и карьеры, и структурировать планы на ближайшие годы. Особенно приятно, что беседа проходила со специалистом, который действительно знает о чем говорит, вызывает уважение и вдохновляет реализовывать составленные планы.» (Светлана Фефелова)
«Я считаю, что встреча с карьерным тьютором полезна каждому студенту. Это служба создана для того, чтобы помогать нам сориентироваться во всем многообразии возможностей, которые предлагает мир профессий. Иногда взгляд со стороны – то, что нужно, чтобы правильно расставить приоритеты и определить свои сильные и слабые стороны. Карьерные тьюторы способны профессионально помочь именно в этом. Надеюсь, что подобная деятельность будет развиваться и дальше.» (Мария Козлова)
«Мне очень понравилось работать с карьерным тьютором Анастасией Даниловой, она помогла мне определиться с дальнейшими действиями по достижению моих карьерных целей после выпуска из Академии. Анастасия очень четко и структурировано подходит к консультированию – из огромного количества возможностей и путей для действий за короткий Анастасия помогла выбрать несколько самых желанных и достижимых вариантов. При этом Анастасия призывает не ограничиваться самыми простыми и доступными решениями, а стремиться к большему и выбирать то, что в большей степени нравится и отзывается. Это был очень приятный и продуктивный опыт, работа с Анастасией – одно удовольствие! Очень теплый и позитивный человек, который готов помочь и направить в правильном направлении!» (Осипенко Серафима)
- Академические тьюторы
Академические тьюторы специализируются по большей части на научно-исследовательской деятельности и могут посодействовать студентам в разных учебных вопросах. Если студенту нужна помощь в подготовке доклада, в написании эссе, реферата, курсовой или дипломной работы, он может обратиться к академическим тьюторам. Вместе с ними есть возможность выбрать интересную тему, которую хотелось бы с удовольствием и с пользой изучать на профессиональном уровне, разработать свой исследовательский проект, подобрать научного руководителя, найти возможности для участия в различных конференциях, проработать свои тексты и презентации (переложить идеи из головы на бумагу, выстроить структуру текста), подобрать интересующую литературу по теме и разобраться, что с этой литературой делать, преодолеть сложности с чтением и пониманием сложных текстов.
«Честно сказать, иметь возможность получить совет и рекомендации по поводу учёбы дистанционно — это замечательно. Особенно от людей, знающих своё дело и открытых к диалогу. Я обращалась к Сергею Дубровскому, и несмотря на моё не совсем толковое описание проблемы с написанием реферата в преддверии дедлайна, он всё равно очень оперативно ответил и смог помочь. За что огромное спасибо!” (Елизавета Солопий)
«Я обращалась к академическому тьютору. Не знаю, как поподробнее расписать, но я обратилась к тьютору по вопросу написания реферата, тьютор мне отвечал своевременно, подробно расписывал непонятные для меня вещи, полностью и очень подробно разобрали с ним интересующую меня структуру реферата, и даже поработали с черновиком моего реферата. И несмотря на то, что черновик реферата был не самым лучшим, меня за это не критиковали, а сказали, что правильно работать через черновики и давали рекомендации по его улучшению. Рекомендации и советы тьютора внесли ясность в мое понимание написания реферата.» (Елена Михнюк)
- Peer–tutoring
Peer-tutor – это студент-старшекурсник или выпускник ВУЗа, который помогает в процессе адаптации. Такое ровесническое тьюторство способствует более быстрому налаживанию контакта, сглаживая возрастной барьер. Студентам становится проще вливаться в ритм академии и получать максимум от первого года студенчества, когда есть человек, который сам недавно проходил все эти процессы и знает каково это, с кем можно было бы это обсудить. Несмотря на то, что это студенты-старшекурсники, они тоже проходят определенное обучение, чтобы развить у себя тьюторские компетенции и действовать в рамках профессиональных норм.
Работая с первокурсниками, они устраивают различные образовательные экскурсии по городу, которые помогают адаптироваться иногородним студентам. Также peer-тьюторы организовывают встречи-чаепития, где все желающие в неформальной обстановке могут задать интересующие вопросы по учебному процессу или будущим профессиональным направлениям (majors). С ними можно обсудить устройство образовательной программы, внеучебную деятельность, стажировки и практики, различные возможности самореализации в процессе учебы; узнать о полезных студенческих лайфхаках и пр.
Каждое из направлений тьюторского сопровождения, представленное в этом материале, заслуживает отдельной статьи и отдельного серьёзного обсуждения. Мы очень надеемся на то, что читатели нашей странички включатся в этот диалог и мы вместе будем двигаться в развитии тьюторской модели университетского образования. Сейчас все эти направления успешно реализовываются в нашем институте, дополняя друг друга и предоставляя студентам максимально широкий спектр специализированной тьюторской поддержки. В частности, был наработан значительный методический материал, появились тематические разработки тьюториалов, новые техники работы, благодаря чему студенты стали более плотно взаимодействовать с тьюторами и видеть для себя конкретные результаты. Учитывая тенденции развития университетского образования и поколенческие сдвиги, мы почти уверены в том, что подобная тьюторская практика будет в самое ближайшее время востребована не только в вузах Москвы, но и в других регионах.