Индивидуальные образовательные траектории студентов как условие качественного университетского образования
 /  Высшее образование / Тьюторство в высшем профессиональном образовании / Индивидуальные образовательные траектории студентов как условие качественного университетского образования

Индивидуальные образовательные траектории студентов как условие качественного университетского образования

Индивидуальные образовательные траектории студентов как условие качественного университетского образования

АННОТАЦИЯ

Статья раскрывает контексты, при которых особую значимость имеют индивидуальные образовательные траектории обучающихся. Вводятся и уточняются следующие понятия: индивидуализация в образовании, индивидуальная образовательная программа, образовательный заказ и self-компетенции. На данный момент категория self-компетенций только начинает обсуждаться в образовательном сообществе, в связи с этим авторы предлагают ее понятийную структуру и определения. Анализируя литературу и кейсы университетов, представленные в рамках проекта «Научно-методическое обеспечение развития системы управления качеством высшего образования в условиях коронавирусной инфекции COVID-19 и после нее», инициированного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в 2021 г., авторы показывают, какие содержательные и организационные изменения вносят университеты в свою образовательную деятельность, чтобы индивидуализация стала возможной. На основе этого в статье зафиксированы такие типы инициации процессов работы с индивидуализацией, как средовой, тьюторский и смешанный. В ходе сравнения практик университетов, представленных в рамках указанного выше проекта, авторы выделили основные этапы и особенности работы университетов по переходу к той или иной модели индивидуализации и формированию индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) студентов. В статье показано, что внедрение ИОТ и принципов индивидуализации в целом обусловлено рядом организационно-управленческих условий, связанных с цифровизацией, кадровой политикой, перестройкой образовательных программ и т. д. Авторы делают выводы о том, что обеспечение этих условий позволило реализовать практику индивидуализации в университетах и, опираясь на проведенный анализ, фиксируют некоторые общие результаты и эффекты, которые возникли вследствие ее внедрения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Для цитирования:

Климова Т.А., Ким А.Т., Отт М.А. Индивидуальные образовательные траектории студентов как условие качественного университетского образования. Университетское управление: практика и анализ. 2023;27(1):23-33. https://doi.org/10.15826/umpa.2023.01.003

Источник

Координатор страницы Высшее образование

Тамара Ивановна Боровкова

Тамара Ивановна Боровкова

Образование:

Дальневосточный государственный университет; математик, преподаватель математики, Московский педагогический государственный университет, магистр, программа "Тьюторство в сфере образования".

Место работы:

Школа педагогики ДВФУ. Автор проекта "Дальневосточный центр развития тьюторских практик" и образовательной программы в ДВФУ "Тьюторское сопровождение в образовании" (с 2011 года).
  • Федеральный эксперт а области индивидуализации и тьюторства. Сертифицированный МТА тьютор, автор сертифицированной тьюторской технологии, 5 программ ДПО ПК, магистерской программы по тьюторству.

Должность:

    С 2023 года руководитель проекта "Организация сети профильных психолого-педагогических классов в Приморском крае" в Школе педагогики ДВФУ. Руководитель программы "Тьюторство и сопровождение индивидуальной траектории обучающегося" Школы педагогики ДВФУ.
  • Автор 112 научных работ, в том числе, более 80% по тьюторской тематике. Награждена орденом «Знак почета», знаком «Отличник народного просвещения РФ», присвоено звание «Заслуженный учитель РФ».

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости