Вторник
15 СенЧто год учебный нам готовит? Занимаем активную позицию и размышляем о перспективах отечественного университетского тьюторства-2020 и далее…
На старте нового года практически неизбежна рефлексия всего, что происходило в университетском тьюторстве в прошедшем учебном году и в уже привычно короткие и оооочень долгожданные в этом году летние каникулы. Думаю, что некоторое обобщение такого опыта будет полезно нашим читателям и, может быть, навеет вам свои какие-то мысли и идеи. Начну, пожалуй, с каникул, потому что каникулы для нашего профессионального сообщества в этом году выдались во всех смыслах особенными и уж точно не как обычно. Самым главным событием этого тьюторского лета был реальный (а не в зуме) ЛУТ-2020! Все, кто доехал-долетел до славного города Геленджика и принял участие в этом ЛУТе, на целых 10 дней вновь стали студентами, постигающими заново главный смысл и самую высокую миссию тьюторской профессии. По моим личным ощущениям участники ЛУТ-2020 уехали как минимум с ещё одним университетским образованием, ведь основными для совместной концептуальной проработки были вопросы о том, как, зачем и чему учить самих тьюторов. В очень интенсивной совместной работе были сформулированы важные вопросы, определяющие основные векторы развития профессионального российского тьюторства: Какова предметность работы тьютора в модели “hard-soft-self”? Зачем нужно разрабатывать новые программы подготовки тьюторов? Как техники вопрошания «работают» на решение ещё не заданных, но очень важных вопросов? Что такое «самообразование» и как оно соотносится с «образованием»? Как организовать процесс самообразования для Другого?
Проблематизация этих вопросов в рефлексивных семинарах-погружениях одновременно и провоцировалась, и подкреплялась текстами Платона, Я.А. Коменского и П.Г.Щедровицкого, что придавало всем ЛУТовским форматам глубинно-сущностный и предельно содержательный характер. Вот после такого насыщенного смыслами и интеллектуальным драйвом Летнего Университета его участники, обогащённые знанием и взаимной энергетикой высоких замыслов и планов, погрузились в подготовку, а затем и в начало нового учебного года своих родных университетов.
Теперь о прошедшем учебном годе. По прошествии двух недель рано говорить о каких-то результатах, а вот ещё раз отрефлексировать год прошедший и задуматься о ближайших перспективах – самое время. О самых важных итогах прошедшего тьюторского года и вызовах, с которыми тьюторам вузов предстоит иметь дело в году наступившем разговаривали Виктор Имакаев – автор и вдохновитель тьюторского движения в Пермском государственном научно-исследовательском университете, Вадим Пак – руководитель тьюторской службы Томского государственного университета и я, Наталья Красовская – руководитель отдела индивидуализации образования факультета Libreral Arts Института общественных наук РАНХиГС.
Итак, начнём с рефлексии: что же стало для нас самыми важными тьюторскими итогами 2019/2020 учебного года? По мнению моих собеседников в прошлом учебном году вузовское сообщество наконец оценило идею тьюторства и, как мне кажется, пришло понимание пользы тьюторского сопровождения студентов. В ПГНИУ главным итогом стало то, что тьюторский проект продолжает жить. «Нам снова заказали профессиональную переподготовку тьюторов» – говорит Виктор Имакаев и этот факт заказа именно на профессиональную подготовку тьюторов очень вдохновляет не только пермяков, но и всех, кто знаком с этой замечательной командой. В ТГУ «самый важный итог прошедшего года – это ощущение того, что нас признали в университете: и коллеги из разных подразделений, и факультеты, и студенты – кажется, люди поняли, зачем нужны тьюторы и какая от них может быть польза, увидели, что мы делаем работу, которую системно практически никто не ведет». В Институте общественных наук РАНХиГС на программе Libreral Arts основными позитивными итогами стали взаимовыгодные коллаборации тьюторской службы с ключевыми подразделениями института. Теперь у нас есть уже все основания считать, что тьюторское подразделение – равноправный партнёр традиционных университетских структур, а тьютор – одна из ключевых позиций в организации образовательного процесса.
Соглашусь с Вадимом Паком, что «ситуация с пандемией в какой-то степени даже сыграла нам на руку. Когда студенты резко физически пропали из университета и перешли в дистант, мы стали одними из посредников между студентами и администрацией университета, поскольку удалось сохранить и даже расширить взаимодействие с нашими студентами». Вынужденный дистант и ставший привычным zoom действительно спровоцировали на новые способы тьюторского действия, у нас появились новые тьюторские инструменты и форматы. Вадим Пак: «Мы увидели потребность и организовали для ребят «марафон самоорганизации» – у некоторых на дистанционке высвободилось немного времени, и они изъявили желание обсудить с тьютором свою образовательную траекторию». У тьюторв в отличие от студентов высвобождения времени не наблюдалось, скорее наоборот – появились запросы не только от студентов, но и от коллег, которым понадобилась поддержка в нестандартной ситуации тотального онлайна. Вадим Пак: «…плюс в течение года сопровождали команду тьюторов на одном из факультетов, отработали с ними логику тьюторского курса для всех первокурсников факультета; запустили интересный и полюбившийся студентам «клуб самоопределения». На Libreral Arts во многом благодаря тому же онлайну появились новые тьюторские форматы. Напрмер, «Тьюторские беседы о профессиях», на которые приходят наши самые лучшие выпускники и делятся с первокурсниками своим теперь уже профессиональным опытом и, что самое на мой взгляд самое ценное – осмыслением преимуществ своего образования, которое позволило им за короткий срок после выпуска достичь значительных карьерных успехов.
В поддержку и продвижение тьюторской идеи в прошлом году очень мощно сработало сотрудничество российских университетов с Оксфордским Российским Фондом, который организовал и впервые провёл грантовый проект «Тьютор в российском университете». В проекте приняли участие 30 стипендиатов из пяти отечественных университетов, в том числе – по шесть стипендиатов из ПГНИУ и из ТГУ. Вадим Пак: «Еще из важного: шесть наших коллег из разных факультетов и подразделений реализовали свои тьюторские проекты в рамках программы Оксфордского Российского Фонда «Тьютор в Российском университете». Ведущие тьюторы ИОН РАНХиГС в проекте ОРФ участвовали в качестве супервизоров и экспертов, что также позволило объединиться общими интересами в общей деятельности.
После такого богатого рефлексивного анализа достижений прошлого года, мы с коллегами попытались сделать прогноз на самое ближайшее будущее – наступивший 2020/201 учебный год и поговорили о вызовах и планах. Что же видится нам главными вызовами? Оказалось, что для всех трёх университетов – новые масштабы! И это не просто количественные изменения (хотя и в РАНХиГС, и в ТГУ резко выросло число первокурсников), но и инфраструктурно-организационные. Как уже говорилось, в российских университетах очевидно начинает формироваться культура тьюторства, понимание его места в структуре университета и, соответственно этому пониманию, к тьюторским подразделениям растут запросы и увеличивается масштаб задач.
Вадим Пак: «С главным вызовом мы столкнулись лицом к лицу еще до начала учебного года. Когда стало понятно, что для всех первокурсников год начнется полностью в онлайне. Соответственно возникло несколько сложных задач как формальных и организационных (подключить всех студентов к учебному процессу, посчитать…), так и более содержательных (познакомить всех со средой университета, сориентировать в возможностях и ресурсах, актуализировать личные интересы и запросы). Руководство университета поставило нам и еще нескольким подразделениям небанальную задачу – разработать вводный адаптационный курс для всех первокурсников 2020, а их ни много ни мало больше 4 000 Весь август готовили курс, сейчас провели в зуме первые из трех запланированных тьюториалов для всех факультетов, готовимся к следующим, в среду пройдет «клуб самоопределения», на который должны подключиться около 500 человек. В общем, отвечая на вопрос про вызов, я бы сказал, что это масштаб задач». Виктор Имакаев: «В ПГНИУ разрабатывается новая программа развития университета, одной из идей которых должна стать индивидуализация образования студентов и, соответственно, тьюторское сопровождение этого процесса». На Libreral Arts РАНХиГС серьёзных вызовов несколько: это и 60 (!) групп первокурсников, и дальнейшая профессиональная специализация внутри тьюторской службы, и планы по развитию очень важного для нас направления тьюторской поддержки – проекта Peer-tutoring – в который в самое ближайшее время придут старшекурсники, чтобы стать наставниками для младших студентов и школьников.
И итоги прошедшего года, и вызовы года наступившего привели нас к выводам, что тьюторам российских университетов сейчас как никогда раньше требуется расширение сотрудничества и создание коллабораций: с тьюторами других вузов, с дружественными подразделениями внутри своего вуза, с внешними структурами и организациями. И это есть в планах всех моих собеседников. Вадим Пак: «Безусловно в наше время ничего не возможно сделать в одиночку:) Поэтому безусловно планируем сотрудничество и внутри нашего университета, и с коллегами-тьюторами из других университетов. Очень хочется придать движения нашей задумке с тьюторами ТюмГУ и РАНХиГС по мониторингу тьюторских практик в российских университетах. В ПГНИУ тоже большие планы на сотрудничество и коллаборации. Виктор Имакаев: «Да, хотелось бы попробовать обмен стажировками с РАНХиГСом. Нам есть чему поучиться друг у друга». Я уверена, что мы сможем сделать это в наступившем году и создадим совместный проект, который позволит укрепить позиции университетского тьюторства. У нашей команды тьюторов Libreral Arts ИОН РАНХиГС очень давно зреет план по созданию совместной программы подготовки молодых тьюторов на межвузовском уровне. Приобретённые за время карантина навыки дистанционного взаимодействия наверняка позволят объединиться в этом проекте с коллегами из других университетов.
Взаимодействуя и помогая друг другу на межвузовском уровне по принципу «рыбак рыбака видит издалека», мы с коллегами не забываем о высокой важности внутривузовких союзов и сотрудничестве с не тьюторскими, но ресурсными для нас университетскими структурами. В ТГУ, например, есть планы «…добиться появления тьюторского сопровождения еще на 1-2 факультетах, совместно с центром развития современных компетенций планируем создание тьюторской службы для школьников, планируем выстроить сотрудничество с новой лабораторией нашего института по future-грамотности». В ПГНИУ «…на данный момент дружественное подразделение – ректорат. Теперь уже два проректора видят смысл с тьюторской деятельности. Новый проректор по молодежной политике Елена Малкова собирается создавать в ПГНИУ тьюторский центр. Правда пока это только замысел». Мы желаем Виктору Имакаеву и его команде, чтобы это замысел превратился в грандиозный проект! В ИОН РАНХиГС в тьютоство вовлекаются традиционные моно-программы и это сотрудничество расширяет наш опыт и укрепляет позиции тьюторства в интитуте. Что до стратегически важных коллабораций, то для нас они прежде всего – в развитии сотрудничества с институтской Службой качества, которая видит в тьюторах союзника и важный ресурс, и сама активно включается в обустройство образовательной среды для студентов, а также – в совместном с кафедрой гуманитарных дисциплин проекте по становлению академического тьюторства.
Вот такими мыслями и идеями хотелось бы на старте нового учебного года поделиться с читателями странички сайта МТА «Тьюторство в высшем образовании». Уверена, что коллеги ещё неоднократно поделятся своими планами, опытом, успехами и достижениями. Мы с коллегами всегда открыты для предложений о сотрудничестве и поэтому в свою очередь будем рады вашим вопросам, репликам и предложениям и с удовольствием опубликуем ваши тьюторские новости и кейсы. И, конечно, желаем всем вам успехов в реализации ваших тьюторских планов и замыслов в новом учебном году!