Четверг
22 НояЗаметка о IV заседании Московского проблемно-педагогического семинара в школе самоопределения имени А.Н. Тубельского.
19 ноября 2018 года прошло IV заседание Московского проблемно-педагогического семинара в школе самоопределения имени А.Н. Тубельского.
Тема семинара: Свобода, договоренности, границы. Кто, как, почему и зачем устанавливает, двигает, нарушает?
Организаторы семинара — Татьяна Ковалева и Артем Соловейчик.
Эксперты: Татьяна Горшкова (дошкольное образование), Антонина Ростовская («Свободное органичное действие»), Алексей Семёнович (семейное образование), Марина Щедровицкая (семейный терапевт), Лада Лазарева (Академия «LADьЯ»).
На семинаре данная тема обсуждалась со стороны школы, после обсуждения договорились, что будем говорить, в первую очередь, о свободе ученика и, после, учителя.
На мой взгляд, заявленная тема столь широка, что она может быть актуальна для любого возраста. Поэтому я смотрела на нее в заявленных рамках, но также и со стороны студенчества (тема моей ВКР) и со стороны человека, в целом. Ведь независимо от того, является ли человек частью какого-либо учебного заведения, ежедневно в его жизни присутствуют вопросы свободы, договоренностей и границ. Для меня разговор принял несколько философский характер.
Считаю, что эта тема становится все актуальнее в наше время. Сейчас новое поколение все чаще задумывается о своей свободе, о выставлении и защите своих границ. Человеку становится важно быть субъектом своего образовательного процесса, важно иметь выбор, и понимать, что он может выбирать то, что интересно именно ему. Всё чаще встречаются индивидуальные планы, вариативность образования, набирают популярность семейные и частные школы. Это приводит к тому, что человеку нужно учиться существовать со своей свободой, уметь договариваться, выставлять границы и ценить границы других людей.
Семинар я зафиксировала в форме цитат, которые заинтересовали меня и вызвали внутренние, более глубокие размышления. Считаю, что к ним нельзя приводить аргументы или контраргументы, так как это мысли и опыт людей, который не нуждается в поддержке или опровержении.
«Свободный ребенок тот, рядом с которым есть свободный взрослый».
Артем Соловейчик: «Есть сердцевина, где я знаю, где я – есть я. И я могу чувствовать что-то не то, и могу уйти. Это попадание в свой мир. Там не обязательно должен быть большой выбор. Выбора может вообще не быть. Но там мне будет хорошо и свободно».
Рассказывали о занятии с детьми, где восьмиклассникам нужно было представить, что у них есть ребенок, выбрать его возраст и рассказать, каким был бы идеальный день для него. Дети представили расписанные планы, где почти не было свободного времени. На вопрос учителя, а где же здесь время, чтобы побыть одному, где свобода? Дети отвечали: «Не надо свободы. Я знаю, как должно быть хорошо».
Татьяна Михайловна: «Мы думали, что это наша жизнь, а оказалось, что это список дел».
«Мы знаем свободу, как отсутствие чего-то. Человек может легко сказать, что такое несвобода, но не сможет сказать, что – свобода».
« –Ты можешь не согласиться с автором.
– Правда?».
Разговор мамы и сына:
«–Мне приходится говорить то, что я не хочу, что мне не нравится.
– Почему? Ты боишься?
– Нет, не боюсь, но ты хочешь, чтобы я остался один?».
«Свобода не может существовать без воображения»
«Да чего ты плачешь, это совсем не больно. Я знаю, что тебе холодно. Я знаю, что ты хочешь есть» – как результат ребенок перестает полагаться на свои ощущения, считает, что взрослые знают, а он не знает.
«Страх лишает свободы».
Итогом семинара стали варианты, каким образом можно выходить на зоны «свободы» в школах: через детей, родителей и администрацию.
Из дискуссии для своей выпускной работы я не смогла взять никаких инструментов или технологий, потому что разговор шел на другом уровне. Однако этот семинар укрепил мою уверенность касательно выбранной мной темы. Ведь ей я хочу показать, что человек свободен в выборе своего образовательного и жизненного пути. И нет ничего страшного в том, что этот выбор может встать при окончании университета. Он может встать на любом жизненном этапе и важно не столько искать причины возникшей проблемы, сколько искать пути её разрешения.
Семинар стал очень полезным для меня, понимаю, что эта заметка – первый уровень моей рефлексии, для второго, как мне кажется, должно пройти некоторое время.
Н.Ю. Костина
Студент 1го курса
МП “Тьюторство в сфере образования”