Воскресенье
7 ОктВстреча с театральной педагогикой
Встреча с театральной педагогикой
22 сентября 2018 года первокурсники тьюторской магистратуры получили приглашение от Александры Борисовны Никитиной на особое мероприятие Московского областного Театра юного зрителя.
Александра Борисовна — театральный педагог и популяризатор театральной и музейной педагогики, автор многих книг и методических пособий. Как руководитель Педагогической части МОГТЮЗа, Александра Борисовна организует самые разнообразные мероприятия Клуба зрителей и Учительского клуба: театральные экскурсии, интерактивные спектакли, творческие игры, мастер-классы, курсы повышения квалификации и семинары для педагогов и т.д.
Магистранты стали зрителями и активными участниками первого мероприятия новой зрительской программы МОГТЮЗа — «Читки современной прозы и драматургии для детей и подростков». Для первой встречи-читки была выбрана повесть Ларисы Романовской «Удалить эту запись?», которая в 2016 году заняла 3-е место на Всероссийском конкурсе «Книгуру» (конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества, единственный в России, в котором лучшую книгу выбирают сами подростки — дети от 10 до 16 лет). Повесть была опубликована в издательстве «Самокат» в 2017 году. Мария Порядина, эксперт конкурса «Книгуру», рассказала зрителям о том, как книги попадают на конкурс и как школьники могут стать членами жюри.
Читка книги или пьесы — особенный театральный формат: отсутствие грима, декораций, костюмов и движений пробуждает фантазию, образы возникают в воображении слушателя, там же происходит и бОльшая часть действия. Иногда по сигналу Александры Борисовны читка останавливалась, и все зрители-участники включались в диалог — отвечали на вопросы о возможном развитии сюжета, рассказывали, как они представляют себе героев, их внешний вид, окружение, образ мыслей.
Поскольку повесть «Удалить эту запись?» представляет собой текст дневниковых записей главной героини в соцсетях, для интерактивного взаимодействия со зрителями была специально создана группа ВКонтакте: https://vk.com/club171195722 , в которой артисты, сотрудники театра, зрители-школьники, учителя и родители имели возможность обмениваться мнениями и чувствами, а также публиковать свои и читать чужие небольшие фанфики. Некоторые фанфики были зачитаны вслух для всей аудитории.
Замечательным сюрпризом для зрителей стало присутствие в зале самого автора повести, Ларисы Романовской — можно было задать ей вопросы и поделиться впечатлениями. Как оказалось потом, для писательницы всё, что происходило в зале, тоже было сюрпризом, она не ожидала таких удивительных идей и предположений от зрителей, того, как интересно и точно артисты смогут проявить характеры героев.
Когда читка закончилась и зрители разошлись, магистранты смогли задать свои вопросы Александре Борисовне Никитиной. Она немного рассказала о форматах и возможностях театральной педагогики, о международном опыте в этой области, о том, какой тьюторский потенциал имеют особым образом организованные театральные и музейные образовательные события.
Из беседы стало понятно, что театральная педагогика — это огромное направление педагогической науки и искусства. Формы и методы театральной педагогики можно использовать как инструмент социального развития, создания образовательных событий, знакомства с культурными явлениями и литературным миром, «развития глубоко чувствующих, мыслящих, неравнодушных зрителей, читателей, слушателей». Участвуя в интерактивных театральных событиях, школьники осмысляют собственную жизнь, разглядывают ее через «зеркало» истории, разыгрываемой на сцене. Творческая игровая форма дает подросткам возможность проживать новый опыт, обсуждать очень серьёзные темы и находить ответы на сложные вопросы, не говоря напрямую о болезненных ситуациях собственной жизни.
Е. Стародубцева
Студент 1го курса
МП “Тьюторство в сфере образования”