Студенческая заметка по тьюторской конференции
 /  Тьюторская магистратура / Студенческая заметка по тьюторской конференции

Студенческая заметка по тьюторской конференции

СЕКЦИЯ №3.   Образовательная ситуация: тьюторство в неинституциональных форматах.

ВЕДУЩИЙ К.С.Кисленко

Присутствовало от 14 до 17 человек в разное время.

С.Л. Кириллова (г.Владимир). «От детского вопроса в образовательную ситуацию географических исследований»

Проект «Юные исследователи», г.Владимир

В ритме жизни – раскрыть все грани понятия Ритм. Ребята разделены на команды, каждую координирует тьютор. Демографическая лаборатория, Археолгическая и др., где дети выполняют различные задания. На лабораториях создаются условия для индивидуализации участников, создана среда, где разрешено делать что-то своими руками и то, что они хотят делать от души. При этом дети могли параллельно с активным слушанием рисовать или заниматься чем-то ещё.

Принципы работы:

Возможность выбора мастерской

Возможность выбора задания, изготавливаемого изделия

Выполнение заданий самостоятельно

Консультация ведущего

Создание игровой ситуации

Личная заинтересованность ведущего в обсуждаемой теме

Конкретный практический результат

Задан вопрос:

Как устроена рефлексия?

Ответ:

В конце мастерских есть рефлексивный такт

З.Л. Монасевич, М.А. Солдаткина (г.Владимир). «Место спонтанности в образовательной ситуации  краеведческой работы»

Проблема, стоявшая перед организаторами квеста по краевелению: школьники начальной школы не проявляют интерес к истории родного края.

Как поднять живой интерес к краеведению?

Решили связать слово РИТМ (его тоже выбрали дети) и рассмотреть в разных плоскостях в рамках краеведения.

Краеведение: Лего-город (будущее) Квест (прошлое), соц.исследование (настоящее)

Тьюторы удерживали позицию подачи данных: «Заданное – удержание заданного – рождение нового»

Большое место в организации отводилось спонтанности (в том смысле, что дети были вольны внутри рамки сами организовывать пространство и деятельность): допускалась спонтанность в понимании, в организации, в изобретении своего способа.

Вывод: спонтанность занимает важнейшее место в краеведческой работе

Вопрос на понимание от К.Кисленко: как была заявлена спонтанность детям?

Ответ докладчика: Она не была объявлена. Была оговорена лишь рамка с гибким движением внутри

Подробно механика проведения описана в книге «Лето на ладошках» (есть у Сомовой Н.С., может поделиться почитать)

А.А. Морозовская, А.В. Панфилова (г.Владимир) «Детские мастерские как проба реализации образовательных инициатив участников проекта «Юные исследователи»

«Юные исследователи» – экспериментальная площадка, где есть свобода выбора, ребенок включен в образование, проходит работа с детскими вопросами и инициативой.

Дети сами делают мастерские от идеи до воплощения, уже через 2 дня с начала регистрации было подготовлено 17 мастерских. Это было возможно благодаря переходу от вертикального устройства уровня и власти к горизонтальному управлению.

Были заданы вопросы:

Все наставники были тьюторами?

Где в этом роль тьютора?

На основе каких данных взяты наблюдения?

 

Александра Куликова (г.Москва). «Супервизионная практика как тенденция в развитии антропопрактик» Представляла частное объединение тьюторов «Полюс практики»

Доклад был посвящен тому, чем занимается организация «Полюс практики» и почему важна супервизия для тьюторов.

Продюссирование тьюторских услуг и супервизия – 2 основных блока работы «Полюса практики». Интервенция более опытного тьютора к менее опытному.

Для чего нужна супервизия:

– Помощь выбрать свою задачу, тьютор для тьютора

– Помогает качественно оказывать услуги

– Помогает формировать норму и стандарт услуги, помогает восстановить норму

– Помогает держать «зеркало в чистоте»

– Помогает при выходе в практику

Было отмечено, что для тьюторов важен формат Интервизии – все тьюторы общаются с тьюторами, обсуждая свои кейсы. В идеале эти встречи должны быть еженедельными.

Был задан вопрос: Есть ли амбиции на создание стандарта?

Ответ докладчика: Стандарт нашей супервизии существует, но  не оформлен в документ.

 

К.С. Кисленко (Калужская обл.). «Неинституциональные форматы практики индивидуализации в педагогическом сообществе Китеж»

В Китеже формируют осознанное движение ребёнка по своей судьбе и занимаются успешной социализацией. Для детей Китежа 100 баллов – не показатель успешности, а показатели: дети осознанно знают, куда идут; преодолевают собственные дефициты.

ИОП лежит на взрослых китежанах, но именно сами дети становятся авторами своей биографии.

Для всех существует единая общая ценностная позиция.

Зоя Манасевич задала вопрос Кто задаёт уклад жизни?

Ответ докладчика: Все взрослые

 

Г.В. Спекторова (г.Москва) «Разработка недельной программы самоопределения для разновозрастной группы школьников 6-15 лет»

Доклад о практике в Китеже в период летних каникул. Сложности и плюсы, способы завоевания доверия и раскрытия детей через карты.

Создана роль тьютора в этом формате.

 

Выводы секции, важные для МТА:

Необходимо место для складывания общих смыслов (конференции, интервизии, тематические встречи, сборники и интернет-ресурсы)

Супервизия важна для тьюторов, эту практику полезно внедрить в работу как с новыми тьюторами, так и с более опытными для обмена кейсами и решениями.

События в неинституционльных формах имеют больше свободы. При этом встает вопрос.

Нужна ли рамка, норма для работы в неинституциональных формах? Кто её будет создавать?

Координатор страницы Тьюторской магистратуры

Абдуллина Лилия Энгелевна

Абдуллина Лилия Энгелевна

alliliya2@yandex.ru

  • К.п.н., руководитель отдела дошкольного образования Института системно-деятельностной педагогики, свободный тьютор тьюторской магистратуры МГПУ.

  • Визитка РО

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости